Смотрим кино внимательно: какими приемами режиссеры влияют на наши эмоции

Во время просмотра фильмов и сериалов зрители редко обращают внимание на режиссерские приемы. А в кино их немало: низкоугольная съемка Тарантино, стирание границ реальности и вымысла, обратная хронология и другие. Разбираемся, какими приемами пользуются отечественные режиссеры.

«Топи»

Фото: кадр из фильма

Пятеро молодых ребят сбегают в русскую глубинку. Каждый из них преследует свои цели, будь это поиск спокойствия, побег от пугающих реалий или попросту надежда на чудо. Между собой герои знакомы очень поверхностно — их связывает дружба в социальных сетях, рассказы общих знакомых и короткие встречи на вечеринках. А их совместное путешествие, и без того начавшееся не самым веселым образом, постепенно приобретает все более мрачные оттенки.

Для знаменитого театрального режиссера Владимира Мирзоева «Топи» стали первым сериальным проектом, где его опыт работы с социальными камерными драмами удачно дополнил фантастический сюжет сериала. Основным приемом «Топей» стало попаданчество, распространенное для фантастики и фэнтези: жители столицы внезапно попадают в «иной» мир, параллельную реальность и с каждой серией погружаются в нее все глубже, как в топи.

В сериале много отсылок к русским народным сказкам. В героях угадываются персонажи и пейзажи, знакомые зрителю с детства: Баба Яга и Кощей Бессмертный на фоне тревожной омраченной природы. Герои возвращаются к своим детским страхам, нагнавшим их в суровом мире взрослых.

«Закрыть гештальт»

Постер сериала

Совсем скоро на Кинопоиске состоится премьера нового сериала. Это история о среднестатистическом мужчине Федоре, жизнь которого обретает неожиданный поворот после несчастного случая. Мужчина вдруг начинает видеть людей, ушедших из жизни. Ему предстоит не только смириться с новообретенным даром, но и делить свое время с назойливыми неприкаянными душами. Они точно не оставят героя в покое — только Федор может помочь им закрыть гештальты и упокоиться с миром.

Сериал буквально построен на оксюморонах: мертвые выглядят живыми, мрачные подробности загробной жизни — смешными. Мелкие проблемы вроде ссоры с умершей тещей и вовсе подаются так, словно они гораздо серьезнее смерти. Еще в кадре отсутствует характерная для мистики мрачность — ее место заняли светлые и мягкие тона.

С каждой отпущенной душой герой все лучше справляется с собственными проблемами и учится коммуницировать с разными людьми: от бандитов и депутатов до преподавателей и простых рабочих.

Режиссерское кресло занял Максим Пежемский, известный сериалами «Интерны», «Света с того света» и «Проект «Анна Николаевна»». Оператором выступил Антон Жабин, а за аудиосопровождение отвечает российский композитор Руслан Муратов.

«Колл-центр»

Фото: кадр из фильма

На 12-м этаже офисной высотки располагается колл-центр интернет-магазина для взрослых. Очередной рабочий день не предвещал беды, пока сотрудники не узнали о бомбе, установленной в здании. Она взорвется через 8 часов. Неизвестные, представившиеся Мамой и Папой, призывают «детей» к послушанию и порядку. Чтобы выжить, сотрудникам придется пройти ужасающие испытания и познакомиться друг с другом гораздо ближе.

Проект написали и сняли Наташа Меркулова и Алексей Чупов, известные работами «Интимные места» и «Человек, который удивил всех». Сериал получился разнообразным: каждый эпизод раскрывал историю одного из персонажей в новом жанре: боевик, хоррор, научная фантастика и даже социально-эротическая драма.

Для каждой серии требовалось свое визуальное решение, при этом все действия происходили в одном и том же месте — офисе. Каждый эпизод позволял взглянуть на ситуацию глазами других героев. Таким образом режиссеры намеренно нарушили классический прием единства времени, места и действия, развивая на одной локации в одно время параллельные истории.

Особенностью операторской работы стала ручная камера. Весь сериал был снят на нее ради дополнительного ощущение стресса в кадре, к тому же с ней съемки проходили гораздо быстрее и легче.

«Пропавшая»

Фото: кадр из фильма

Молодая девушка, пропавшая 10 лет назад, неожиданно возвращается домой, но не помнит ничего о своем отсутствии. И пока мать искренне рада возвращению дочери, отец подозревает: Лена не та, за кого себя выдает.

В сериале используется классический прием стирания границ между реальностью и вымыслом. Его использовали режиссеры фильмов «Исчезнувшая», «Бойцовский Клуб» и «Остров проклятых». Зритель вовлекается в сюжет за счет непонимания границ вымышленных и реальных действий. Недосказанность в раскрытии персонажей погружает в ощущение постоянной загадки, паранойи и глобального заговора.

Важную роль сыграло западное мышление режиссера — Вадим Перельман снял свой дебютный американский фильм «Дом из песка и тумана», ставший в свое время сенсацией. Перельман не ведет зрителя за руку: он заставляет думать, наводит на определенные вопросы и даже дает ответы, но лишь после тщательно рассчитанной паузы.

Холодный мрачный визуал сериала создал оператора Владислав Опельянц и польский художник-постановщик Петр Выжиковский. Удачно дополнил визуал чуть слышный эмбиент, характерный обволакивающим, атмосферным и ненавязчивым звучанием.

«Пищеблок»

Фото: кадр из фильма

Советский союз, 1980 год. В пионерском лагере «Буревестник» мальчик Валерка замечает странное поведение своих товарищей — по ночам они высасывают кровь из других детей. Вскоре становится ясно, лагерь заполонили вампиры, оставить которых можно, убив лидера.

Сюжет построен на противопоставлении ностальгии и мистики. Одни и те же вещи одновременно являются романтичными призраками прошлого и ужасающими символами. Таким образом автор словно стремился передать двойственность восприятия Советского Союза, перемешав приятные воспоминания со зловещими сценами. Сам лагерь и окружающий его лес становятся полноценными героями, которые меняются вместе с персонажами и отражают общее настроение кинокартины.

От серии к серии символы советских времен наполняются все более зловещим смыслом: яркий контраст алых галстуков с бледными лицами пионеров-вампиров, звезды, скорее напоминающие пентаграммы. Большую роль сыграла аутентичная музыка и разговоры героев: тревожный шепот усиливает и без того растущее напряжение.

«Псих»

Фото: кадр из фильма

Столичный психолог Олег пользуется спросом жителей центрального округа Москвы. Но несмотря на успех, роскошь и достаток, Олег не чувствует себя счастливым. Год назад пропала его жена, и сейчас Олега настигли кризис среднего возраста, алкогольная и медикаментозная зависимости и вспышки агрессии. А жизнь с мамой-сексологом в его 40 лет накаляют и без того сложную ситуацию.

Сценарий был написан Паулиной Андреевой, а режиссером проекта выступил ее супруг — Федор Бондарчук. Он использовал прием парадоксальной трактовки образа. На глазах зрителя разрушается привычный обществу образ психолога. Идеальный человек, казалось бы, не знающий жизненных трудностей, вдруг предстает сломленным и стремительно идущим ко дну. Надлом стереотипа побуждает зрителя к анализу, а сопоставление себя и персонажа — идентификация — помогает удерживать интерес и создать крепкую эмоциональную связь. При этом Олег вызывает неоднозначные чувства: его ситуация располагает к сочувствию, но цинизм и эксцентричность, напротив, вызывают отвращение.

Важное место в сериале занимает музыка. В сериале прозвучали песни Татьяны Анциферовой «Мир без любимого» и Би-2 «Депрессия», а Скриптонит выпустил официальный саундтрек сериала — трек «Чистый».

Главное ФОТО: кадры из фильмов

Exit mobile version