Что кроме «Слова пацана»? 10 лучших российских сериалов 2023 года
Субъективный итоговый рейтинг
В 2023 году российские онлайн-платформы и телеканалы выпустили более двухсот сериалов. В этом рейтинге — десять из них, которые больше других заслуживают, чтобы их посмотрели. Исключительно по субъективному представлению Сериального путеводителя KP.RU, конечно.
10. «Госпожа»
Комедия. Режиссер Юлия Трофимова. По сценарию Екатерины Мавроматис и Марии Лойтер.
Читатели с натренированной нравственностью обязательно возмутятся: «Что?! Сериал про садо-мазо в рейтинг?!» То-то и оно, что реклама сериала оказалась обманкой и это вовсе не про секс и чувственность. Еще хитрее вышло с жанром: да, там много веселого, даже ржачного, но вдруг понимаешь, что комедия — это оболочка для другого, истинного содержания.
В душах многих из нас буднично кровоточит старая травма, но признаться в том, что ты страдаешь, страшно даже самому себе. Между тем второй жизни ни у кого не будет и хорошо бы что-то предпринять. Подать это в таком легком виде — это ж придумать надо было. Да еще Евгению Громову на главную роль позвали.
9. «Убить Риту»
Криминальное драмеди. Режиссер Мария Агранович. По сценарию Евгении Богомяковой.
В ролях: Евгения Борзых, Артем Быстров, Анна Слю, Алексей Агранович, Артем Ткаченко, Алексей Филимонов, Олег Гаас, Игорь Грабузов.
Так-то тут и сюжет есть: молодая талантливая химичка попала в переплет — по ее следу идет киллер. Она бежит, ее хватают, она сбегает… Водку пьет из маленьких бутылочек. Поначалу даже пускает в ход свои способности и химичит мама не горюй. Но потом авторы про это как-то забыли, а сериал превратился в метафору жизни любого из нас.
Экзистенциальный ужас — наши будни, даже если никто не пытается тебя убить. Но в этом ужасе есть внезапные и краткие крапинки счастья. Героиня умеет их чувствовать даже в ситуациях, когда непонятно, доживешь ты до утра или нет. Вот здесь бежим, здесь убегаем, тут прячемся, а посередине переводим дух и живем. В принципе неплохо. И капельки любви достаточно, чтобы нейтрализовать бочку яда.
Это, конечно, не открытие — некоторые религии о том же, не говоря уж о Сартре. Об этом современная американская романистика (Янагихара, Каннингем). Но героиня Евгении Борзых красиво бежит вдоль линии прибоя (без лифчика. — Ред.). Лысый убийца трогательно заботится о своей рыбке в аквариуме. И еще песня эта: Mama, «I‘m a criminal…» Пожалуй, самое ценное в сериале «Убить Риту» — настроение.
8. «Библиотекарь»
Режиссер Игорь Твердохлебов. По сценарию Ильи Тилькина, Александра Грязина.
В ролях: Никита Ефремов, Евгения Дмитриева, Андрей Мерзликин, Михаил Трухин, Игорь Золотовицкий, Марина Ворожищева, Сергей Епишев, Михаил Тройник.
90-е. Тайные организации — читальни охотятся за книгами одного советского писателя, каждая из которых способна наделить какой-то силой. Все ищут главную Книгу Смысла и за ценой не постоят.
Безусловно, книга (одноименный роман Михаила Елизарова) лучше. Тоньше. Глубже. Более того, она несколько о другом (особенно в финале). Но писатель Елизаров, в общем-то, сам виноват: в его тексте много важных размышлений, когда ничего не происходит. Сериальщики вынуждены были придумывать, как это визуализировать, а на каждого талантливого писателя найдется мастеровитый сценарист, который так и норовить обточить чужой алмаз сообразно своим шаблонным представлениям.
Но главное-то есть — новая для экрана вселенная, где одни идеалисты готовы сражаться до крови с другими. И битвы на подручных средствах — чуть ли не на чайниках, выглядят не смешными, но трагическими. Вокруг этого можно столько еще наворотить, продюсеры «Игры престолов» обзавидуются. А сколько актерских удач! Блистательная Евгения Дмитриева, в очередной раз поразивший образом Михаил Трухин, не говоря уж о Никите Ефремове, не перестающим набирать силу.
7. «Фишер»
Триллер. Режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова. По сценарию Сергея Кальварского, Натальи Капустиной.
В ролях: Иван Янковский, Александра Бортич, Александр Яценко, Сергей Гилев, Анна Снаткина, Роман Евдокимов, Ольга Озоллапиня, Алексей Гришин.
Вроде бы очередной триллер про еще одного серийного убийцу, реально существовавшего в СССР, который на протяжении 8 лет насиловал, убивал и ел мальчиков в окрестностях подмосковного города Одинцова. Однако в «Фишере» нет животного натурализма — главного зрительского манка во многих других отечественных сериалах о маньяках.
Ключевой герой «Фишера» — не убийца и даже не следователи, а сама позднесоветская действительность — как источник абсолютного зла, где нет места живому; где простая будничная человечность обрекает ее носителя на муки и кажется, что исправить уже ничего нельзя. Но не пытаться исправить еще мучительнее.
6. «Ласт Квест»
Криминальная драма. Режиссер Петр Федоров. По сценарию Петра Федорова.
В ролях: Петр Федоров, Александра Серзина, Максим Матузный, Анастасия Щеглова.
Поначалу «Ласт Квест» дико бесит: сочувствовать зацикленному на себе клерку-нарику, у которого украли сына, из-за чего он вынужден работать на барыг, нет никакого желания. Раздражение только усугубляет восхитительное аудиовизуальное решение сериала — иные, вроде бы второстепенные кадры, хочется перемотать назад и посмотреть еще раз. А там просто полет коптера над героем, просто буксир проходит под мостом. Но это дьявольски красиво и значительно.
Ко второй половине что-то происходит, и ты начинаешь физически ощущать оглушительную тоску, в которой герой Федорова живет всю свою жизнь. А что еще остается, если твой Питер — это сплошной серый: бетонные заборы и панельки до горизонта. А в каждой той панельке больше 3 тыс. квартир. Город-монстр, в котором невозможно не быть одиноким.
В мотивацию героя по-прежнему не веришь (волевой деятельный наркоман, ага) и к концу сюжет сбивается на совсем уж проторенные дорожки (появляется влиятельный инвалид-колясочник), но, кажется, финал будет чарующим и оправдывающим название (на момент написания этого текста последняя серия еще не вышла).
5. «Король и Шут»
Биографическое фэнтези. Режиссер Рустам Мусафир. По сценарию Дмитрия Лемешева.
В ролях: Константин Плотников, Влад Коноплев, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Ян Ильвес.
То была популярная, но все же нишевая группа, чьим коньком был эскапизм — и это почти в то же самое время, когда социально ответственный рок-н-ролл требовал перемен. Опять же эстетика блюющих ребят с ирокезами — на любителя. Но за право считаться легендой Михаил Горшенев, если подумать, отдал свою жизнь — и вот, наконец, нашлись достойные летописцы.
Идея визуализировать миры Горшка в параллели к биографическому повествованию сделала сериал интересным не только поклонникам группы. Старые песни воскресли в современных чартах, заняв там сразу несколько строчек. И пусть в сериале перебрали с пафосом, зачем-то превратив веселого Горшка в рефлексирующего Фауста, искушаемого Мефистофелем, пусть Константин Плотников временами душераздирающе плох (хоть и похож). Эскапизм — именно то, чего нам наконец-то не хватает, давайте все вместе: «Будь как дома, путник, я ни в чем не откажу».
4. «РАЙцентр»
Триллер. Режиссер Эдуард Мошкович, Данила Чащин. По сценарию Ирины Пивоваровой.
В ролях: Карина Разумовская, Кристина Асмус, Иван Добронравов, Дмитрий Чеботарев, Агриппина Стеклова, Юрий Внуков, Владимир Майзингер, Игорь Грабузов.
В деревушку Вармалей съезжаются на встречу выпускников бывшие одноклассники, закончившие школу 20 лет назад. В этот самый момент из реки извлекают автомобиль, пролежавший со дня памятного выпускного. Внутри — останки трупа и метеорит. Милиционер ведет расследование, уезжать никому нельзя, обостряются старые конфликты и возникают новые. Появляются еще трупы.
Сначала кажется, что это полный шлак. Герои какие-то карикатурные. Но потом раздался характерный гитарный блямс, и в воздухе отчетливо запахло Тарантино. Есть и другие кинематографические приветы. Камушек из космоса высвечивает в каждом герое всю его суть. У большинства это гниль и чернота, но есть и те, у кого внутри нет ничего, кроме любви и доброты. Оторваться сложно.
3. «Актрисы»
Драмеди. Режиссер Федор Бондарчук. По сценарию Паулины Андреевой.
В ролях: Светлана Ходченкова, Сергей Гилев, Елена Николаева, Полина Пушкарук, Алексей Макаров, Анна Невская, Павел Попов, Анна Снаткина.
В массовом сознании актеры и актрисы с утра до вечера фланируют по красным дорожкам, а еще кривляются на сцене и перед камерой, за что получают бешеные деньги. Режиссер Федор Бондарчук и его жена, автор сценария Паулина Андреева рассказывают, как все устроено на самом деле.
«Актрисы» — это и безжалостный памфлет про эгоцентриков с с отъехавшей крышей, и одновременно признание в любви к людям театра и кино. Они могут быть смешными, жалкими, бессовестными, не очень умными, подлыми, но они ищут-ищут-ищут в себе что-то такое, что вдруг озаряет весь наш мир волшебным светом.
Правда, находят нечасто и не все. Актерство — это и крест, и награда; в ней полно божественного, но и бытового, низменного достаточно. Сериал рассказывает об этом без надрыва и крайне занимательно, балансируя ровно посередине между трагедией и комедией.
Уж сколько всего снято про актеров, но так глубоко и интересно копнули, пожалуй, в первый раз. В конце каждой серии — песни и танцы!
2. «Лада Голд»
Криминальное драмеди. Режиссер Никита Власов. По сценарию Никиты Власова и Егора Чичканова.
В ролях: В ролях: Эльдар Калимулин, Роман Евдокимов, Стася Милославская, Павел Прилучный, Анна Богомолова, Марина Зудина.
Если бы не сериал «Слово пацана», который невозможно не поставить на 1-е место в силу небывалого резонанса, там был бы сериал «Лада Голд». В котором, заметьте, тоже нашлось место недавнему прошлому (только уже девяностым).
В кровавое гангстерское роуд-муви, прекрасное само по себе, вшита полновесная мораль о поиске места среди себе подобных, о любви и предательстве, о травмах прошлого и преодолении ужасов настоящего. И все это с фантастической легкостью, на безумных скоростях, с виртуозным жонглированием жанрами и стилями во флешбеках. Кинематографический шедевр!
1. «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Историческая драма. Режиссер Жора Крыжовников. По сценарию Андрея Золотарева.
В ролях: Иван Янковский, Рузиль Минекаев, Леон Кемстач, Сергей Бурунов, Юлия Александрова, Анна Пересильд.
Нет никакого смысла пересказывать сюжет — его так или иначе знают даже те редкие индивиды, которые сериал не видели. Драма про казанские уличные банды конца 1980-х перестала быть просто сериалом — она ворвалась в общественную повестку и стала элементом поп-культуры. Ситуация при нынешнем изобилии контента уникальная.
О чем это говорит — кроме того, что мы до сих пор не отрефлексировали то наше прошлое? О том, что режиссерское кино без заигрывания с публикой может быть коммерчески успешным — оно заведомо более живое и искреннее, чем то, где командует продюсер и все строится в лучшем случае на холодном профессионализме. Это наглядно иллюстрирует финальная серия, которую явно переделывали из идеологических соображений, что несколько смазало общее впечатление. Тем не менее ничего более резонансного не было ни в прошлом году, ни воообще за последние годы.
Главное фото: кадры из фильмов