Главные российские сериалы 90-х: Французские королевы, разбитые фонари и простые истины
Чем нас развлекало отечественное ТВ на закате прошлого века.
Оправдывая нашу сериальную индустрию, люди часто говорят: «Будьте снисходительнее, она же так молода!«. Однако сериалы в России начали снимать не вчера и даже не позавчера. К счастью, уже в 90-е, когда, казалось, в стране не было вообще ничего, на экранах появлялись телефильмы, которые можно было смотреть и не краснеть за их авторов. Давайте вспомним наиболее яркие российские сериалы 90-х годов.
«Горячев и другие» (1993-94)
Главный герой фильма Валерий Горячев оттрубил энное количество лет в колонии за некие преступления, связанные с компьютерами. Сел он в советские годы, освободился в российские, когда то, за что его посадили, преступлением уже не считалось.
Главную роль сыграл Игорь Бочкин, уже получивший к тому моменту звездный статус благодаря драме «ЧП районного масштаба». А вот ныне знаменитый Алексей Гуськов, сыгравший друга Горячева Павла, тогда ходил лишь в подающих надежды. Еще одной любопытной фигурой в актерском составе фильма была Инга Ильм, хорошо всем известная как Маша Старцева из «Приключений Петрова и Васечкина». Пионерка Маша подросла и изобразила возлюбленную главного героя, однако после пары десятков серий ее заменили на другую актрису, Екатерину Семенову — неподготовленный к таким продюсерским виражам зритель очень долго переваривал увиденное.
АБВГД Ltd (1992-93)
Одна из первых попыток сделать молодежный сериал, но не столько про любовь-морковь, сколько про новые явления и современные технологии. Фильм показывали на первой «кнопке» — по сути это был образовательный проект, облеченный в художественную форму. Даже сейчас подобных сериалов на нашем ТВ практически нет, а уж в то время это вообще было явление уникальное. Качество продукта обеспечивалось участием опытных актеров (Авангарда Леонтьева, Антона Табакова), но сейчас интереснее всего смотреть на тех, кто позже достиг звездного статуса — на Марию Порошину, Ярослава Бойко, Гошу Куценко. Последний сыграл в фильме нового русского, у которого есть «мобила» и красный пиджак, зато нет совести и сострадания к ближним. Сериал представляет редкую возможность увидеть Куценко с волосами на голове — в те годы, как ни странно, актер даже мог позволить себе стильное каре.
«Петербургские тайны» (1994-1998)
Нельзя сказать, что роман творившего в 19 веке писателя Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» был в советские годы настольной книгой каждого гражданина, да и самому Крестовскому до славы Пушкина и Тургенева было ой как далеко. Однако его произведение стало достаточно удачной основой для долгоиграющего исторического сериала, в котором, как и в реальной жизни, было множество преступлений, расследований и криминальных элементов, даром что называли герои друг друга «сударыня» и «милостивый государь». В картине солировали любимые публикой артисты — Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Гундарева, Валентина Талызина, — но мелькали и молодые таланты. В частности, одну из первых своих ролей здесь сыграл Сергей Безруков.
«Дом» (1995)
Московскую сталинскую высотку предприимчивые дельцы хотят расселить, отправив жителей, как говорит один из героев, в Орехово-Кокосово, ну а освободившиеся квартиры загнать по бешеным ценам. Автор решили рассказать эту вполне типовую историю необычным образом: все герои здесь носят имена (а заодно и черты характера) знаменитых персонажей русской классики — есть тут и Чацкий, и Фамусов, и Рахметов, и Лопахин, и даже превращенный в женщину Штольц. Нестандартный ход, придуманный маститым советским сценаристом Александром Адабашьяном, зрители, увы, не оценили — в те годы публике хотелось чего-нибудь попроще и попонятнее.
«Клубничка» (1997)
Игривое название вроде как обещало зрителям нечто с явным эротическим подтекстом, но ожидания любителей обнаженки были обмануты. «Клубничкой» оказалось одноименное кафе, в котором и разворачивается действие сериала, ставшего первым российским ситкомом — шутки, прибаутки, дружный закадровый хохот как подсказка для тех, кто не понял, где именно надо было смеяться. Для пущей убедительности в проект был рекрутирован Александр Демьяненко, легендарный Шурик из гайдаевских комедий — благодаря присутствию народного артиста РСФСР, а также участию Галины Польских и Натальи Крачковской «Клубничка» выглядела не то что бы очень аппетитно, но вполне пристойно.
«На углу, у Патриарших» (1995)
Умный, обаятельный, интеллигентный капитан милиции Сергей Никольский очень напоминал классических советских сыщиков, а потому казался публике, измученной рассказами о продажных стражах порядка, человеком исключительно надежным. Да и внешность у актера Игоря Ливанова была подходящей — с таким лицом десятью годами ранее его бы точно позвали играть следователя Стаса Тихонова. Впрочем, Никольский не хуже Тихонова распутывал сложные дела, разоблачая в том числе и преступную группу, возглавляемую адвокатом Тарасовым, который нагло прикидывался другом Сергея.
Четырехсерийный мини-сериал подкупал основательностью, с которой был сделан — гарантом качества выступил опытнейший режиссер Вадим Дербенев, снявший, помимо прочего, популярные в советские годы детективы «Тайна «Черных дроздов» и «Женщина в белом». По его чуткой рукой даже шоумен Игорь Верник весьма достоверно изобразил наемного убийцу.
Увы, продолжение фильма, вышедшее уже в новом тысячелетии, оказалось не столь эффектным.
«Ермак» (1996)
Съемки этого дорогостоящего проекта начались еще в 80-е, поэтому российским он является лишь отчасти. 5-серийный телефильм о покорителе Сибире Ермаке Тимофеевиче мог стать проектом международным — по слухам, в нем готов был сняться сам Арнольд Шварценеггер, но появление голливудской суперзвезды в «Ермаке» так и не состоялось. Якобы Арни должен был сыграть ближайшего сподвижника Ермака по имени Иван Кольцо — персонажа вполне реального и не раз появлявшегося в различных художественных произведениях. Роль эта в итоге досталась Никите Джигурде, который в то время еще не успел заслужить репутацию пустозвона и скандалиста и даже считался перспективным молодым актером.
«Королева Марго» (1996), «Графиня де Монсоро» (1998)
Оба сериала неразрывно связаны друг с другом, и не только потому, что так задумал автор литературных первоисточников Александр Дюма. Сериалы снимались практически одновременно и подчинялись воле одного человека — продюсера Сергея Жигунова, сыгравшего к тому же одну из ролей в «Королеве Марго». По меркам того времени проект был сверхамбициозным (декорации, костюмы, россыпь знаменитых актеров, от Клюева и Джигарханяна до Юрского и Харатьяна) и вполне заслуженно завоевал народную любовь. Оказалось, в суровые годы именно таких сериалов — ярких, захватывающих, красивых и не имеющих ничего общего с печальной действительностью — нам и не хватало. Съемки проходили не слишком гладко, не все артисты был довольны жесткими решениями Жигунова, по собственному усмотрению переозвучившего многих из персонажей, но зритель на такие вещи особого внимания не обращал. Даже то, что герцога Анжуйского в «Королеве Марго» играл один актер, Виктор Аболдуев, а в «Графине де Монсоро» — другой (Кирилл Козаков), впечатление не испортило. Как и положено успешным телепроектам, сериалы сделали звездами целую группу молодых (и не очень) актеров, прежде не слишком знаменитых — например, Алексея Горбунова (шут Шико) и Сергея Виноградова (граф де Келюc). Однако главным везунчиком стал исполнитель роли графа де Бюсси Александр Домогаров: прежде его знали лишь как красавчика, прибившегося к команде бравых гардемаринов в третьей части исторической саги Светланы Дружининой, но после «Графини де Монсоро» 35-летний актер стал полноценным секс-символом.
«Улицы разбитых фонарей» (1998-2019)
Сериал стал настоящей бомбой — блюстителей закона чуть ли не впервые показали нормальными людьми, а не плакатными героями или переметнувшимися на сторону зла оборотнями. Сотрудники питерской милиции, сотканные, как и любой из нас, из достоинств и недостатков, мгновенно стали народными героями, а сериал, разошедшийся на видеокассетах под названием «Менты», все смотрели даже не как кино, а как реалити-шоу.
— Действительно, все было очень реалистично, — вспоминал в интервью «Комсомольской правде» Александр Половцев, на протяжении двадцати с лишним лет игравший в сериале Олега Соловца. — Многие милиционеры до сих пор говорят – вот эта история была у нас в отделении, а та – в соседнем… И даже бандиты признавали: да, вот точно так же мы кого-то однажды завалили…
Впрочем, для Половцева куда важнее было то, что благодаря «Ментам» изменилось отношение к стражам закона, которых прежде в основном презирали и боялись. Актер утверждает: «Про прошествии двух-трех сезонов к нам на площадку приходили мальчишки и говорили: «Мы посмотрели фильм и решили после 11-го класса поступать в школу милиции!».
«Агент национальной безопасности» (1999 — н.в)
До роли в этом сериале Михаил Пореченков по сути был никем: несколько проходных работ, самая громкая из которых — жиголо в сомнительной комедии «Колесо любви«. Похожая ситуация была и у Андрея Краско, вот только ролей у артиста было в несколько раз больше (почти 30), но ни одна из них не принесла успеха. Комедийная сага о двух придурковатых агентах ФСБ вознесла Краско и Пореченкова на актерский Олимп, зацепив зрителей раздолбайским, соответствующим духу времени антуражем. Неопрятные сотрудники госбезопасности, больше похожие не на лихих шпионов, а на безнадежных алкашей, в 90-е казались очень даже убедительными. Насколько будет убедителен агент Леха Николаев 20 лет спустя, сказать сложно, но рано или поздно мы это узнаем — на экраны вот-вот должно выйти продолжение сериала, в котором, увы, уже не будет умершего в 2006-м Андрея Краско.
«Досье детектива Дубровского» (1999)
Фильм об отважном, сильном и сексуальном частном сыщике удивил даже не столько размахом съемок (в 18-серийную картину вбухали денег, которых хватило бы на несколько сносных полнометражных лент), сколько исполнителем главной роли. Николай Караченцов на тот момент уже давно разменял шестой десяток и, по мнению многих, не слишком подходил для изобилующих стрельбой и погонями съемок. Однако режиссер Алексей Муратов, снявший популярный в конце 80-х боевик «Криминальный квартет», в котором Караченцов лихо сворачивал челюсти бандитам, верил в то, что Николай Петрович еще способен тряхнуть стариной. Николай Петрович, разумеется, постарался, но повторить эффект, произведенный «Криминальным квартетам», все же не удалось.
«Простые истины» (1999-2004)
Этот проект часто именуют одним из первых российских сериалов, что, конечно же, фантастическая глупость — к концу 90-х сериалов этих наснимали множество. Но авторам все же стоит отдать должное, и вот почему — они наконец-то догадались о том, что в центре долгоиграющей мыльной оперы могут (или даже должны быть) не бравые милиционеры или французские дворяне, а обычные люди, в данном случае — ученики и учителя типовой московской школы. Режиссер Юрий Беленький, набивший руку на нескольких многосерийках («Горячев и другие», «Клубничка»), принялся вытачивать на экране формы классического «мыла» — можно сказать, что задуманное удалось, ибо в эфире фильм продержался достаточно долго, а юные Анатолий Руденко, Анастасия Задорожная, сестры Татьяна и Ольга Арнтгольц получили бесценную сериальную школу. Впрочем, сейчас о «Простых истинах» вспоминают прежде всего как об одной из ранних ролей Данилы Козловского, сыгравшего здесь толстопузого хулигана-шестиклассника.