Главная (выберите раздел)

Он русский?! Посмотрю до конца-а-а! 6 лучших российских сериалов первой половины 2023 года

Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 5 июля 2023
Он русский?! Посмотрю до конца-а-а! 6 лучших российских сериалов первой половины 2023 года

Половина года уж минула, коллеги. Чем не повод вспомнить все хорошее, что у нас было за январь-июнь 2023 года? Вдруг вы что-то пропустили.

Январь: «Территория-2»/Premier

Фото: кадр из фильма

Финальная история про отважного паренька (Глеб Калюжный), который ищет в дебрях уральской тайги пропавших родителей. На этот раз благодаря своему маниакальному дяде-убийце (Андрей Мерзликин) он и его друзья оказываются между мирами живых и мертвых — у них есть только 40 дней, чтобы попытаться вернуться. Персонажи коми-пермяцкой мифологии встают во весь рост, но сериал не превращается в сказку. Мистический флер — лишь фон для размышлений о жизни и смерти, любви и ненависти, бесчеловечности и гуманизме.

Пейзажи, от которых захватывает дух, по-прежнему в наличии, как и непередаваемый колорит полузаброшенной деревни и невероятный актерский состав в ролях второго плана — как будто настоящие деревенские мужики играют.

До последнего непонятно, кто победит: добро или зло? Второй сезон оказался намного сильнее первого!

Февраль: «Фишер»/Moretv

Фото: кадр из фильма

Это не просто сериал по мотивам реальных событий про поимку подмосковного маньяка Сергея Головкина с Иваном Янковским в роли следователя. Режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова и сценаристы Сергей Кальварский и Наталья Капустина рассказывают о том, что бывает, когда человек безразличен человеку, когда за благостным фасадом позднего СССР гниет смрадное болото лжи и лицемерия. И первыми жертвами этого болота стали самые беззащитные и невинные — дети.

Про советских маньяков сейчас снимают много и поточно, но редко делают это хорошо. Если вы понимаете, почему за «Чикатило» режиссера Сарика Андреасяна самого можно назвать чудовищем, то вы увидите в «Фишере» то, что вкладывали в сериал его авторы.

Март: «Актрисы»/Wink, Кинопоиск

Фото: кадр из фильма

Если в «Номинации» режиссер Надежда Михалкова препарировала изнанку киношной индустрии в пафосно-драматическом ключе, то в «Актрисах» лихой супружеский тандем Федора Бондарчука (режиссер) и Паулины Андреевой (сценарий) при участии Валерия Тодоровского (продюсер) вовсю использует метамодернистский инструментарий.

Это комедия? Да. Это трагедия? Безусловно. И не по очереди, а строго единомоментно. Впервые на экране — наиправдивейшая правда о внутреннем устройстве актерской души, способной быть и счастливой, и несчастной одновременно, готовой и на величайшее благородство, и на будничную подлость. Авторы безжалостно высмеивают актеров, ищущих вдохновения то в церкви, то в групповухе, но тут же накрывают их покровом сочувствия и любви.

Пожалуй, пока это один из лучших отечественных сериалов года — прекрасный настолько, что часть публики, не привыкшая искать за внешним сюжетом внутреннее содержание, его не поняла. «Бытовуха, разврат и еще танцы дурацкие в конце», — бормочут люди, дожевывая бутерброды. Между тем танцы в конце (и песни) — это жирная точка в финале каждой из серий, окончательное утверждающая в «Актрис» в статусе шедевра.

Апрель: «Друг на час»/PREMIER

Фото: кадр из фильма

Апрель-2023 выдался на редкость плодовитым, но к сожалению, большинство отечественных релизов месяца претендуют на титул «Шлак года». Выделить можно разве что непритязательную комедию «Друг на час» пусть с не самым свежим сюжетом (одинокий врач-пенсионер выходит на пенсию, понимает, что никому не нужен и решает покончить с собой), зато с нескучной реализацией.

Действие не концентрируется только вокруг главного героя в исполнении блистательного Сергея Шакурова, фокусируясь и на молодых персонажах. Жизнь не становится резко хуже на пенсии — она в целом полна горестей и проблем. Но они решаемы и все мы знаем, как именно — просто иногда об этом забываем. А сериал с катартическим финалом заставляет вспомнить.

Май: «Балет»/Wink

Фото: кадр из фильма

Трудно назвать что-то еще более далекое от большинства россиян, чем русский балет. Все им на всякий случай гордятся, а вживую хотя бы раз видели очень и очень немногие. Но режиссеру Евгению Сангаджиеву удалось снять про элитарнейшее из искусств и рефлективный, и зрелищный сериал.

В «Балете» хватает и мелодраматического, и детективного содержания, в нем есть ретроспектива в советское прошлое героев и то, что можно назвать индустриальной драмой. И вместе с тем серию за серией проект раскрывает магию балета, объясняет, почему им так одержимы танцовщики, хореографы и, конечно, зрители. Балет овладевает людьми, ярко высвечивая в них то, что они, может, и не хотели бы высвечивать.

В конечном итоге «Балет» — это про людей и их отношения.

Июнь: «Райцентр»/ИВИ

Фото: кадр из фильма

Однокашники встречаются в родной деревне Вармалей через 20 лет после выпускного, что неминуемо приводит к массовому выпадению скелетов из шкафов и череде смертей.

Яркая, талантливая, гармоничная притча о добре, зле и неминуемом возмездии в оболочке шаблонного трэш-хоррора, прямо наследующая всему тому, за что мы любим Квентина Тарантино. Заодно Иван Добронравов окончательно заслуживает звание «актер топчик».

И давайте-ка запомним на всякий случай имя сценаристки Ирины Пивоваровой и режиссеров Эдуарда Мошковича и Данилы Чащина.

Главное фото: кадры из сериалов