Он русский?! Посмотрю до конца-а-а! 6 лучших российских сериалов первой половины 2023 года
Половина года уж минула, коллеги. Чем не повод вспомнить все хорошее, что у нас было за январь-июнь 2023 года? Вдруг вы что-то пропустили.
Январь: «Территория-2»/Premier
Финальная история про отважного паренька (Глеб Калюжный), который ищет в дебрях уральской тайги пропавших родителей. На этот раз благодаря своему маниакальному дяде-убийце (Андрей Мерзликин) он и его друзья оказываются между мирами живых и мертвых — у них есть только 40 дней, чтобы попытаться вернуться. Персонажи коми-пермяцкой мифологии встают во весь рост, но сериал не превращается в сказку. Мистический флер — лишь фон для размышлений о жизни и смерти, любви и ненависти, бесчеловечности и гуманизме.
Пейзажи, от которых захватывает дух, по-прежнему в наличии, как и непередаваемый колорит полузаброшенной деревни и невероятный актерский состав в ролях второго плана — как будто настоящие деревенские мужики играют.
До последнего непонятно, кто победит: добро или зло? Второй сезон оказался намного сильнее первого!
Февраль: «Фишер»/Moretv
Это не просто сериал по мотивам реальных событий про поимку подмосковного маньяка Сергея Головкина с Иваном Янковским в роли следователя. Режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова и сценаристы Сергей Кальварский и Наталья Капустина рассказывают о том, что бывает, когда человек безразличен человеку, когда за благостным фасадом позднего СССР гниет смрадное болото лжи и лицемерия. И первыми жертвами этого болота стали самые беззащитные и невинные — дети.
Про советских маньяков сейчас снимают много и поточно, но редко делают это хорошо. Если вы понимаете, почему за «Чикатило» режиссера Сарика Андреасяна самого можно назвать чудовищем, то вы увидите в «Фишере» то, что вкладывали в сериал его авторы.
Март: «Актрисы»/Wink, Кинопоиск
Если в «Номинации» режиссер Надежда Михалкова препарировала изнанку киношной индустрии в пафосно-драматическом ключе, то в «Актрисах» лихой супружеский тандем Федора Бондарчука (режиссер) и Паулины Андреевой (сценарий) при участии Валерия Тодоровского (продюсер) вовсю использует метамодернистский инструментарий.
Это комедия? Да. Это трагедия? Безусловно. И не по очереди, а строго единомоментно. Впервые на экране — наиправдивейшая правда о внутреннем устройстве актерской души, способной быть и счастливой, и несчастной одновременно, готовой и на величайшее благородство, и на будничную подлость. Авторы безжалостно высмеивают актеров, ищущих вдохновения то в церкви, то в групповухе, но тут же накрывают их покровом сочувствия и любви.
Пожалуй, пока это один из лучших отечественных сериалов года — прекрасный настолько, что часть публики, не привыкшая искать за внешним сюжетом внутреннее содержание, его не поняла. «Бытовуха, разврат и еще танцы дурацкие в конце», — бормочут люди, дожевывая бутерброды. Между тем танцы в конце (и песни) — это жирная точка в финале каждой из серий, окончательное утверждающая в «Актрис» в статусе шедевра.
Апрель: «Друг на час»/PREMIER
Апрель-2023 выдался на редкость плодовитым, но к сожалению, большинство отечественных релизов месяца претендуют на титул «Шлак года». Выделить можно разве что непритязательную комедию «Друг на час» пусть с не самым свежим сюжетом (одинокий врач-пенсионер выходит на пенсию, понимает, что никому не нужен и решает покончить с собой), зато с нескучной реализацией.
Действие не концентрируется только вокруг главного героя в исполнении блистательного Сергея Шакурова, фокусируясь и на молодых персонажах. Жизнь не становится резко хуже на пенсии — она в целом полна горестей и проблем. Но они решаемы и все мы знаем, как именно — просто иногда об этом забываем. А сериал с катартическим финалом заставляет вспомнить.
Май: «Балет»/Wink
Трудно назвать что-то еще более далекое от большинства россиян, чем русский балет. Все им на всякий случай гордятся, а вживую хотя бы раз видели очень и очень немногие. Но режиссеру Евгению Сангаджиеву удалось снять про элитарнейшее из искусств и рефлективный, и зрелищный сериал.
В «Балете» хватает и мелодраматического, и детективного содержания, в нем есть ретроспектива в советское прошлое героев и то, что можно назвать индустриальной драмой. И вместе с тем серию за серией проект раскрывает магию балета, объясняет, почему им так одержимы танцовщики, хореографы и, конечно, зрители. Балет овладевает людьми, ярко высвечивая в них то, что они, может, и не хотели бы высвечивать.
В конечном итоге «Балет» — это про людей и их отношения.
Июнь: «Райцентр»/ИВИ
Однокашники встречаются в родной деревне Вармалей через 20 лет после выпускного, что неминуемо приводит к массовому выпадению скелетов из шкафов и череде смертей.
Яркая, талантливая, гармоничная притча о добре, зле и неминуемом возмездии в оболочке шаблонного трэш-хоррора, прямо наследующая всему тому, за что мы любим Квентина Тарантино. Заодно Иван Добронравов окончательно заслуживает звание «актер топчик».
И давайте-ка запомним на всякий случай имя сценаристки Ирины Пивоваровой и режиссеров Эдуарда Мошковича и Данилы Чащина.
Главное фото: кадры из сериалов