10 лучших российских сериалов 2021 года: Завещание Владимира Меньшова и другие истории
Наверстываем упущенное: что смотреть на январских каникулах, если вы пропустили премьеру.
Российская сериальная промышленность шпарит без остановки, и количество уже иногда переходит в качество. Представляем вашему вниманию 10 лучших сериалов минувшего года (по исключительно субъективному мнению автора. — Ред.)
1. «Везет» (IVI)
Иван (Евгений Цыганов) — бывший мотогонщик. После ЧП на треке он больше не может сесть на мотоцикл. Стал пить, потерял семью и смысл жизни, работает трезвым водителем в службе такси «Везет». Потерять доброе сердце сложнее: жизнь постоянно сталкивает его с разными людьми и всегда оказывается так, что только он один может им помочь. А самому Ивану помогает только случайный старик — простым, но мудрым советом о том, как на самом деле устроена жизнь. Эта роль Владимира Меньшова стала последней в его в карьере: трудно отделаться от ощущения, что реплики его героя — завещание всем нам.
2. «Пингвины моей мамы» (KION)
Макар (Макар Хлебников) — старшеклассник. Его мама (Александра Урсуляк) увлеченно усыновляет детей, позабыв про старшего, родного. Паренек, которого и в школе не понимают, находит себя в стендап-клубе, где общается со взрослыми комиками и сам пытается выступать. Со сцены он рассказывает о своей жизни и достается каждому — родителям, сверстникам, учителям. Мощная история режиссера Наталии Мещаниновой о взрослении — «Курьер» на современном языке, которую стоило бы посмотреть и взрослым, и подросткам.
3. «Вампиры средней полосы» (Start)
Смоленск, наши дни. Диаспора вампиров мирно сосуществует с людьми, давно перейдя на донорскую кровь. За порядком следит дед Святослав Вернидубович (Юрий Стоянов) — он еще Наполеона бил и лично Смоленск основал. Но приходит беда: пробуждается темная сила… В оболочку остросюжетной вампирской саги (В ролях Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова, Михаил Гаврилов-Третьяков, Ольга Медынич, Глеб Калюжный) авторы сумели упаковать трогательное, очень честное и щемящее высказывание о семейных ценностях, Родине — которую не выбирают и не предают, и любви.
4. «Полет» (Premier)
Сотрудники юротдела фирмы летят в командировку в Пермь, приезжают не в тот аэропорт и опаздывают на рейс. Досадная оплошность секретарши их спасает — самолет, на котором они должны были лететь, терпит крушение. Избежав смерти, они задумываются о своей жизни: все сложилось далеко не так, как им хотелось. И тогда они устраивают криминальный бунт. Психологическая драма Петра Тодоровского-мл. исследует коллективную смутную тревогу, ставшую одним из символов нового времени, и ее последствия. В сериале много саморазоблачительных монологов героев Оксаны Акиньшиной, Павла Табакова, Александра Робака. А от слов Михаила Ефремова вообще мороз по коже — в последней перед тюрьмой роли актер от лица персонажа рассказывает, как пьяным сел за руль и погубил человека.
5. «Хрустальный» (KION)
В шахтерском городке Хрустальный кто-то убивает мальчиков. Искать маньяка приезжает столичный следователь Смирнов. Он сам родом как раз из Хрустального, но предпочел бы забыть об этом навсегда: в детстве он тоже стал жертвой насильника. На месте ему приходится работать с родным братом Геннадием — начальником угрозыска, и поневоле будоражить воспоминания. Блистательный дуэт Антона Васильева и Николая Шрайбера в психологическом триллере о хрустальных детских душах, которые так легко разбивают взрослые — не обязательно маньяки.
6. «Большая секунда» (Start)
Ростислав (Дмитрий Лысенков) и Арина (Евгения Борзых) — преподаватели фортепиано в музыкальной школе. Им за 30, оба одиноки, их тянет друг к другу, но печальный опыт предыдущих отношений мешает им наконец сблизиться. Но для мамы Арины они вместе: женщина умирает от тяжелой болезни (вроде как), и девушка уговаривает коллегу разыграть спектакль.
Вдобавок Ростика и Арины… не существует: они — персонажи сценария, который пишут Костя и Кира (Виктор Шамиров и Ольга Мотина-Супонева). Костя и Кира — бывшие супруги: обсуждая своих героев, они неизбежно сбиваются на обсуждение собственных отношений. Довольно простая лирическая комедия неожиданно вызвала большой отклик, подкупив честной интонацией разговора о людях в возрасте, когда тепла еще хочется, но былые разочарования разрывают сердце.
7. «Секреты семейной жизни» (KION)
Молодые супруги (Алена Михайлова, Петр Скворцов), креативщики модного рекламного агентства, переживают свой первый кризис в отношениях. И нечаянно становятся криминальной парочкой. Трэш-комедия для тех, кто не боится, когда кровища так и хлещет по экрану: героиню Яны Кошкиной, например, засверлили насмерть — и эта сцена снята парадоксально смешно. Совет: отнеситесь к фабуле как к метафоре супружества — и не страшно будет, и полезное почерпнете (если вы тоже молодой супруг, конечно).
8. Happy End (More.tv)
Они молоды и не хотят жить как их родители. Он — программист, который помогает закладчикам продавать наркотики, она — подружка наркодилера. Вместе они сбегают из своей провинции в Москву и попадают в вебкам-индустрию, где девушки перед камерой раздеваются, а пары имитируют секс. Дуэт актеров Лены Трониной и Дениса Власенко отчаянно напоминает Джеймса и Алису из «Конца этого ***го мира», только в русской истории второго сезона уже не будет. Рано или поздно все подростки понимают, что мир не так уж плох, но иногда слишком поздно что-то исправлять. Рассказывать про подростков и молодежь в 2021-м пытались многие, но по-настоящему получилось только у Наталии Мещаниновой (см. п. 2) и у Евгения Сангаджиева, снявшего Happy End.
9. «Последний министр-2» («Кинопоиск»)
У режиссера Романа Волобуева все в порядке с PR: поговаривали даже, что вторая часть так долго не выходит, потому что там где надо попросили кое-что поправить. При этом новый сезон про деятельного министра-дурака Тихомирова (Ян Цапник) заметно лучше первого — сериал лишился рыхлости и неуместной мультижанровости, а сатира стала более явной. Окончательно стало понятно, что Тихомиров — совершенно новый герой нашего времени: он трикстер, сам того не ведая успешно десакрализирующий власть. Плохо только, что он и есть главный герой, а многие сюжетные повороты кажутся не таким уж гротеском.
10. «Вертинский» (KION, Первый канал)
Сериал Авдотьи Смирновой легко ругать: и темп неровный, и интимные сцены не надо так не снимать вообще никогда, и откровенно пенопластовый снег бросает тень на меценатов проекта — бизнесменов Романа Абрамовича и Сергея Адоньева (что, прямо на реалистичный снег и не хватило?!). Но парадокс в том, что при всех этих возмутительных недостатках трогающая за душу история все равно получилась. История об артисте с негромким голосом, которому всегда оставаться человеком и жить здесь и сейчас не помешали ни сиротство, ни революции, ни войны. Ну и бонус: Авдотья Смирнова открыла широкой публике феноменально одаренного актера Алексея Филимонова, который по непонятным причинам до 40 лет прозябал на незаметных ролях.
Главное ФОТО: кадры из фильмов