Провал Данилы Козловского и другие истории: наш не знающий жалости антирейтинг
Вообще плохие сериалы — это нормально. Сериальная индустрия России на пике, никакой кризис ее не берет. Обычное дело, когда за год снимают, условно говоря, 100 проектов; при этом десять из них совершенно бесподобны, двадцать — очень хороши, еще двадцать — ничего так, сорок — невразумительны и серы, и, наконец, оставшиеся десять — просто чудовищны. Вот о последних-то и речь в этом обзоре. Они не просто плохие, а по-своему яркие. А так тоже надо уметь.
Главное, не относиться к каким бы то ни было спискам слишком серьезно. Да, автор оценивал сериалы по ряду параметров (оригинальность идеи, художественный посыл, уровень драматургии, актерские работы и др.), но в основе-то все равно опирался на собственные эстетические предпочтения. Кстати, кинуть в него камень можно по адресу: efimov@kp.ru.
1. «Карамора»/Start
Приключенческий триллер, альтернативная история.
Режиссер: Данила Козловский.
Все говорило в пользу того, что это будет шедевр. Скрестить реальную историю страны и вампирскую эстетику — это свежо и смело. Царская Россия, где правящий класс — в буквальном смысле кровососы; харизматичный и неоднозначный герой-революционер, спецэффекты с кишками наружу и при этом — содержательные диалоги, уместный и смешной юмор.
Но затея с грохотом провалилась. Сериал Данилы Козловского (он еще и продюсер, и исполнитель главной роли) невыносимо скучный. Любителям аттракционов не хватило зрелищности — вампирских штучек в кадре еще дождаться надо, а для тех, на кого рассчитаны умные разговоры, сериал недостаточно интеллектуален. «Карамору» не заметили даже сталинисты — а ведь могли бы вменить Козловскому умаление образа вождя (юный Джугашвили предстает алчным и беспринципным уголовником, а не идейным революционером). Вдобавок Козловский рассорился с онлайн-кинотеатром Start: через суд потребовал положенные его компании за «Карамору» круглую сумму, а сервис отказал, потому что так и не смог на этом сериале заработать (мировое соглашение было достигнуто лишь в конце декабря 2022 года).
Хорошего в «Караморе» только то, что мы еще раз убедились, что Филипп Янковский — потрясающий актер, и узнали, что карамора — это такой большой комар, а ударение в этом слове падает на второй слог.
2. «The Телки»/More.tv и Wink
Драма, триллер.
Режиссер: Мария Агранович.
Меру писательского таланта окончательно определяет время: сегодня особенно заметно, как малолитературен (хоть и обаятелен) первоисточник — роман 2008 года Сергея Минаева. При переложении текста книги в сценарий сериала его значительно ухудшили, превратив историю про современного Онегина в заурядный триллер с трупами, вывозом в лес и женской местью. Тоскливо, неинтересно и все время хочется, чтобы героя Милоша Биковича застрелили уже, наконец — страдает ведь актер.
3. «Чикатило-2»/Okko
Триллер.
Режиссер: Сарик Андреасян.
Поклонники сериала сходятся во мнении: второй сезон еще более ярок, чем первый. С ними трудно не согласиться. Режиссер мастерски удовлетворяет запросы той части аудитории, кому в триллерах важно прежде всего достоверное изображение насилия. Этого в «Чикатило-2» навалом: сцены убийств сняты предельно безжалостно и натуралистично.
Как всегда у этого режиссера, в «Чикатило-2» нет ни метафор, ни подтекстов, ни единой мысли вообще, не говоря уж о гуманистическом посыле — вот просто ходит маньяк и убивает, а милиционеры его ловят. Только ведь это не веселая резня в стиле «Пятница, 13», а сериал на основе реальных исторических событий. Дмитрий Нагиев изображает серийного убийцу как нервического пухлого гнома с линейным мышлением, карикатуризируя прототип ниже некуда. Самый чудовищный сериал года.
4. «Диверсант-4»/Первый канал
Военный приключенческий боевик.
Режиссер: Тимур Алпатов.
От трех предыдущих сезонов, ставших неизменным блюдом телеменю в День Победы, у производителей началось головокружение от успехов. Они решили воссоздать персонаж скончавшегося в 2010 году актера Влада Галкина с помощью модной технологии deepfake. Работа шла несколько лет, получилась роль за 8 минут, чем Первый канал очень гордился. По факту оживший Галкин на фоне остальных персонажей смотрится вставным зубом — он излишне румян и неестественен (недостаточно нейросети изучают метод Станиславского!).
Но самый главный эпикфейл четвертого «Диверсанта» не в этом. Актеры Кирилл Плетнев и Алексей Бардуков мало того, что знатно заматерели, так еще и основательно раздались вширь. А по внутренней хронологии сериала они все те же пацаны, что и в первом сезоне. Вопрос, что мешало им похудеть к съемкам и почему их вообще допустили на площадку в таком виде, остался без ответа.
5. «Amore More»/KION
Драмеди.
Режиссер: Яна Гладких.
Ресторатор его жена, бизнесмен, молодая мать, блогерша и ее родители и др. несчастны, но еще не понимают, что это оттого, что они как дураки цепляются за одного человека. А вот Григорий (Андрей Бурковский) живет полной жизнью, потому что он полиамор — может любить сразу многих женщин одновременно. Мешает ему только то, что пока не все разделяют его воззрения, и он неустанно проводит агитработу. Вдруг выясняется, что он сам не до конца избавился от духа собственничества и тоже способен на ревность. Но в конце концов все тоже становятся полиаморами. Правда, счастья Григорию это уже не приносит.
Сериал с назойливым дидактизмом призывает раскрепощаться сексуально и всерьез рассматривает полиаморию как новое явление, хотя оно известно давно и называется попроще. Любовь и хотя бы базовая внутривидовая эмпатия в эту формулу счастья не входят.
6. «Домашнее поле»/More.tv
Драма.
Режиссер: Феликс Умаров.
Успешная тренер женской футбольной команды мечтает тренировать мужскую сборную и ее мечта почему-то сбывается. Решение гендиректор сборной принимает единолично. Ремейк норвежского сериала не единожды высмеяли любители спортивных драм — более нелепого сюжета не придумать. Звезда мелодрам Светлана Устинова старается изо всех сил, но поверить в обстоятельства у нее получается. Эта актерская трагедия — единственное, что в «Домашнем поле» хоть сколько-нибудь интересно. Абсолютный победитель в номинации «Пожалуйста, не надо так больше».
7. «Люся»/Premier
Драмеди.
Режиссер: Иван. И. Твердовский
Бесхарактерный программист изобрел первого в мире интерактивного помощника по-настоящему с искусственным интеллектом — Люсю, которая зашла слишком далеко, пытаясь наладить жизнь своего хозяина. Вековой конфликт человека и машины сопряжен с кризисом среднего возраста героя, застарелой психологической травмой, связанной с отцом и поиском ответа на извечное «тварь я дрожащая иль право имею?». Все это не особо ново, но почему бы и нет. Стать не шедевром, но добротным сериалом «Люсе» мешает тотальная предсказуемость и вопиющая недостоверность Данилы Козловского. Сочувствовать его герою невозможно, наблюдать за ним скучно. Вот что бывает, когда режиссер авторского кино заходит на территорию массовых зрелищ.
8. «Жизнь по вызову»/KION
Режиссер: Сарик Андреасян.
Режиссер-феномен с легкостью берется за что угодно: хоть за романтические комедии, хоть за детективы, хоть за триллеры, хоть за тяжелые драмы. В данном случае он взялся за раскрученную когда-то Андреем Малаховым тему — проституток-эскортниц, обслуживающих богачей в Дубае и Москве.
Собственно эскортницы — по большей части статистки, а в центре внимания — главный сутенер (Павел Прилучный), у которого очень трудная работа и дочь (то, что она станет проституткой, понятно сразу). Эмоции актер передает в основном желваками. Получился циничный 10-серийный клип, где показывают, что такое «золотой дождь», а смысл заменяют проходы девушек в рапиде и регулярное раскрытие темы сисек.
В финале режиссер вспоминает про социальную миссию. Актер Никита Кологривый с кривой ухмылкой убеждает зрителя, что проституция непобедима, а титр сообщает нам, что только в Москве более 300 тыс. проституток.
9. «Игра на выживание-2»/Premier
Триллер.
Режиссер: Карен Оганесян.
Сериал остался прежним: это по-прежнему хаотично собранный набор критических ситуаций, в которых оказываются герои, но с еще более условной и нелогичной сквозной линией и отсутствием какой бы то ни было идеи. Никудышную драматургию привычно маскируют планами озадаченных лиц персонажей (иногда в этом может сам по себе возникнуть смысл), а еще одну драку обнаженных мужчин (на сей раз в узбекской бане и массовую) преподносят как яркую сюжетную находку.
Похоже, фанаты сериал стали что-то подозревать: по тематическим сообществам пронесся разочарованный стон. А вы первый-то сезон как полюбили?
10. «Что делать женщине, если у нее два любовника, а надо выбрать одного»/Okko
Драмеди.
Режиссер: Алексей Кузмин-Тарасов.
45-летняя богатая и самодостаточная адвокатша (Елена Лядова) ищет мужика — чтобы мозги не трахал, а ее — да. Не навсегда — на три месяца. И выбирает из двух вариантов, советуясь с подругой. А тут сын в Англии обрюхатил подружку, поэтому выбираемый должен подходить и на роль дедушки (так по сюжету, извините). На реального человека героиня похожа примерно как калькулятор на дельфина. По специфическому «юмору» опытный зритель без труда вычислит сценариста — это маэстро Александр Цыпкин.
Из хорошего: оператор Игорь Киселев — молодец, кадры обнаженной Лядовой в постели восхитительны.
Главное ФОТО: кадры из фильмов