«Библиотекарь» — сериал Игоря Твердохлебова по мотивам одноименного романа Михаила Елизарова. В основе лежит идея о семи магических книгах, которые дают определенную способность, если читать ее не останавливаясь.
Сериал несколько отличается от книги, добавляя больше экшна, визуально динамичных кадров, страсти и чувства магии. Немного изменился сюжет: например, по книге дом главному герою Алексею Вязинцеву достается от дяди, который работал библиотекарем, а по фильму наследство передает отец, который состоял в тайном книжном клубе, состоящим из библиотекарей из разных городов. Все участники клуба объединены целью — найти все семь Книг писателя Громова, чтобы обладать магической силой. Книги Ярости, Терпения, Власти, Радости, Силы и Памяти уже найдены и находятся в разных библиотеках. Невольно и Алексей оказывается среди них и вступает в борьбу за последнюю, седьмую Книгу Смысла.
В начале финальной серии зрителя уносят во времена Великой отечественной войны, где тяжело раненный Громов делится с сослуживцем мыслями о том, что ему ампутировали руку, из-за чего он будет отсиживаться в тылу, а не проливать кровь со своими товарищами. Тогда друг Вязинцев (дед главного героя) предлагает ему написать книги про веру, силу, терпение и все то, что необходимо для победы в войне и обретении мира: слово может поразить сильнее пули.
Возвращаемся в наше время, где гонка за Книгой Смысла превращается в настоящую кровопролитную бойню между группами библиотекарей — каждая хотела найти редкую книгу для своего собрания. Выживший после взрыва бывший уголовник Шульга объединяет вокруг себя людей против Вязинцева, обещая передать победившей библиотеке весь комплект книг Громова. В это время Алексей с соратницей Татой находят комнату, обитую матрасами: в ней держали обезумевшую после прочтения Книги Селиванову — друга умершего отца Алексея. А под матрасами на стене была нарисована карта, которая привела героев к хранилищу. В хранилище было множество экземпляров уже известных книг, а той самой Книги Смысла не было. Тогда Алексей наткнулся на листы, которые и были той самой книгой. Оказалось, что последняя книга не была издана, а хранилась в единственном экземпляре машинописи. Собрав все листы, герои понимают, что последней страницы не хватает, а без них Книга не работает. Вязинцев достает письмо своего покойного отца, написанное на обороте той самой последней страницы.
В это время соратники Алексея вступают в неравный бой с библиотекарями Шульги. Многие погибают, а Шульгу от Вязинцева отделяет только Тата. Нескольких воинов она убивает из пистолета, однако патроны заканчиваются, Шульга подходит к ней, поражаясь ее стойкости и смелости, но тут позади него раздается голос Алексея. Он дочитал книгу и теперь может управлять разумом каждого человека. «Вы будете помнить лица тех, кого убили, но простите себя. Вернетесь к родителям и семьям, чтобы принять прошлое и жить дальше. Я даю вам второй шанс«. Все воины уходят.
Тата умоляет Алексея пойти с ней, но он понял главное: Книга Смысла на самом деле была Книгой Замысла, а страна будет под защитой до тех пор, пока избранный будет безостановочно читать каждую из Книг. И Книги обозначили Алексея Избранным. Тата уходит, а Алексей остается оберегать Родину от войны и бед — пока он это делает, миру ничего не угрожает.
В книге концовка иная: старухи Моховской читальни хранили все семь книг, пока сама читальня не подсказала им имя Алексея Вязинцева. Они похищают его, отдают все книги, запирают в бункере и заставляют его читать их бесконечно:
У Книг не было Смысла, но был Замысел. <…> Есть особый тайный человек, владеющий сокровенным Семикнижием. Покуда читаются Книги, одна за другой, без перерыва, страшный Враг бессилен. Страна надежно укрыта незримым куполом, чудным покровом, непроницаемым сводом, тверже которого нет ничего на свете. <…>
Тот, кто читает Книги, не ведает усталости и сна, не нуждается в пище. Смерть не властна над ним, потому что она меньше его трудового подвига. Этот чтец – бессменный хранитель Родины.
Несмотря на некоторые расхождения с книгой, сериал получился динамичным, магическим, с размытыми границами добра и зла, со своей романтической линией, прекрасными декорациями и, что самое важное, со смыслом, над котором стоит задуматься зрителю любого поколения.
Главное фото: фрагмент афиши.