В начале ноября 2023 года вышел долгожданный четвертый сезон сериала с Мариной Александровой в главной роли «Екатерина. Фавориты«. Великолепные декорации и костюмы, исторические события, политические интриги тесно переплетены с любовной линией императрицы.
Зрители встретили продолжение сериала неоднозначно, оставив множество отзывов на работу Марины Александровой и остальных актеров. Рассмотрим некоторые из них.
Красочные и многогранные съемки, великолепные виды, снятые с помощью современных технологий, костюмы, декорации, музыкальное сопровождение не могли остаться без внимания требовательного зрителя.
«Должен признаться, что «Екатерина. Фавориты» не только оправдал мои ожидания, но и превзошел их. С самых первых секунд первого эпизода становится понятно, что перед нами необычайно качественный проект. Великолепная операторская работа, детально продуманные костюмы и декорации, атмосферный саундтрек – все элементы сериала слаженно работают вместе, чтобы создать впечатляющую картину жизни при дворе Екатерины II»
«Великолепная Александрова очень вписалась в роль императрицы и не перестаёт нас радовать. Сама тема про фаворитов интересная. Очень рада, что моя дочь подросток тоже заинтересовалась, современные дети не очень любят учиться, так такие фильмы помогают им узнавать историю страны. Я бы даже не назвала это сериалом, скорее многосерийный, фильм. А какие декорации и костюмы! Полное погружение в эпоху Екатерины. Очень порадовал подбор актёров. Всё на своих местах <…>»
«Фильм шикарный. Исторические фильмы почему то не люблю, кроме гардемаринов не смотрела ничего. Ради интереса решила посмотреть 4 сезон и я так погрузилась, что за 3 дня пересмотрела предыдущие 3 сезона. Просто браво всем актёрам и всем причастным к этому проекту за такую вкусную подачу нашей истории, красивые пейзажи, костюмы, страсть, живые эмоции. Марине Александровой браво, лучшей Екатерины даже не представляю».
Некоторые зрители подошли к просмотру сериала не как к легкому отдыху, а как к серьезной исторической работе, оценивая сценарий через призму истинных исторических фактов.
«Я отношусь к нашей истории трепетно и когда в первом сезоне голос за кадром объявил что Лестока (который на самом деле…закончил свои дни старцем будучи очень богатым человеком) казнили, и это сказано сценаристами в правление Елизаветы которая не подписала ни одного смертного приговора, пришла в негодование: ну нельзя же так топорно «переписывать» историю… Думала что после таких голосовых вставок не заладиться у меня с этим сериалом. Но потом решила не обращать внимание на перевернутую правду исторических фактов, а смотреть на сериал как на повествование жития женщины немки, которая для России стала куда более русской, чем многие русские с вековыми корнями и предками, и просмотр стал радовать все больше«.
Нашлись и те зрители, которые вступили в дискуссию относительно некоторых любовных сцен:
— Остро назрела необходимость вводить цензуру! Нельзя позволять кому попало снимать подобные пасквили об исторических личностях, которые прославили Россию и создали её. Выставляют Екатерину ll только какой-то похотливой блудницей. За такую гадость надо гнать из профессии!
— Как прославление России мешает быть «блудницей»? Все же знают, что у Екатерины было очень много мужчин, и с возрастом все моложе и моложе, это исторический факт!
И снова про историческую точность. Зрители отметили отсутствие париков, хотя в ту эпоху явиться на светское мероприятие без парика было равно явлению без штанов. Но режиссеры решили добавить некой натуральности образам или просто обойтись без исторической вычурности. Про подбор актеров также идут споры: кто-то считает, что каждый актер на своем месте, кто-то сравнивает типажи с оригиналами и оставляет справедливые замечания:
«Некоторые вопросы к подбору актёров, хотя их игрой я всё равно восхищён. Ну какой внешне из Балалаева Суворов? Мы знаем Суворова из книг и картин, из фильмов прошлых лет (прошлого века) и даже из рекламы банка «Империал», где он достаточно точно выглядит. А вот манера общения у него уже исходит от его типажа, и, как мне кажется, болезненный человек не мог так разговаривать, хотя мы этого никогда не узнаем. Мария, которую играет Надежда Лумпова, отлично сыграна, но исторические факты говорят, что в жизни она была на голову выше Павла. И сама Екатерина, разумеется, была крупнее Марины Александровой. Владимир Яглыч в роли Потёмкина слишком современен, как мне кажется. Особенно с его стрижкой«.
У более строго зрителя игра актеров, одежда, атрибуты, историческая точность и спорный грим перевесили в пользу негативного мнения обо всем сезоне:
«В постановке школьного драмкружка вполне простительны и брунетистая Екатерина, и невзрачная мышь Мария, и здоровенный Павел, и австралопитек Потемкин. Но здесь-то у нас кино профессиональное! Большие деньги, толпа консультантов, море театральных агентств, актерская картотека, театральные училища, в конце-то концов!
Так почему же мы получили на выходе красивые съемки с дронов, беспроигрышные интерьеры Зимнего — и никакущий актерский состав».
«В последних сериях состарили только Екатерину. Прошло очень много лет, а её окружение так и осталось молодым) это, конечно, кто-то рассматривал, как режиссёрский ход, но что-то в этом есть странное. Все так и остались без седины, без даже изменения цвета кожи, и даже походка осталась прежней. А в остальном-профессионалы считают, что этот сезон получился слабее прошлых, но тут и история другая, более камерная«.
Кстати, внезапное старение императрицы за одну серию отметили многие зрители, особенно те, кто смотрит сериал по несколько серий. В одной серии относительно молодая женщина, когда как в следующей серии перед нами предстает болезная, слабая и постаревшая Екатерина на фоне остальных ни капли не изменившихся придворных.
«Екатерина. Фавориты» стал финальным четвертым сезоном в истории Екатерины Великой в исполнении Марины Александровой. Осталось много претензий относительно морального облика императрицы, который показали авторы, относительно грима, некоторой исторической точности. Внимательные зрители оценивающе осмотрели каждого актера с резюме «Не похож!» Однако с визуальным рядом, эмоциями, интригами, костюмами и локациями никто спорить не станет. Сериал приятно смотреть с точки зрения эстетики.
«Цель художественного вымысла в историческом кино — не только показать историческую правду, но и развлечь и заинтриговать зрителя, сделать фильм более эмоциональным и запоминающимся и это вызывает дискуссии и критику в отношении достоверности исторических фактов и их трактовки в фильме».
Главное фото: кадр из фильма