Теперь это 5 волнующих эпизодов с максимальными подробностями.
Ловкость рук и никакого мошенничества: полнометражная картина для кинотеатров легко превращается в 5-серийный проект, который можно показать на стриминговом сервисе, за счет эпизодов, не попавших в финальный монтаж из-за ограничений по хронометражу.
Вышедший в прокат в октябре 2019-го фильм имел колоссальный успех и у зрителей, и у критиков. Картина собрала кассу в 400 млн рублей при смешном бюджете в 75 млн и получила сразу четыре статуэтки премии «Золотой орел» («Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший монтаж», «Лучший игровой фильм», вдобавок стала лауреатом премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) как «Лучший полнометражный фильм».
Сюжет фильма основан на одноименном романе Дмитрия Глуховского, который долго и с успехом окучивал свою грядку антиутопических фэнтези и вдруг заметил свинцовую действительность. Текст романа «Текст» Глуховский превратил в сценарий собственноручно — так получился фильм «Текст», а теперь и сериал «Текст. Реальность».
Поскольку фильм давно вышел, пересказ сюжета не может считаться спойлером. Итак, главный герой — Илья Горюнов (Александр Петров). В начале фильма он — молодой житель подмосковной Лобни (городок рядом с аэропортом «Шереметьево», полчаса до столицы на электричке). Он из очень бедной семьи — тянет его одна мать, сделавшая все, чтобы сын поступил на филфак МГУ. Горюнова манит не учеба — после сессии — видимо, первой, у него один «хвост», но жизнь яркая, молодежная: с друзьями намылился в модный московский клуб «Рай» (при желании можно углядеть в названии лобовую метафору, но такое заведение в столице и правда не так давно было).
Мать против дискотеки — села напротив входной двери, насупившись, но Горюнов отталкивает ее и сбегает в свой «Рай» со своей девушкой. Там-то и сталкивает его судьба с наглым почти ровесником — Петром Хазиным (Иван Янковский), который служит в органах и нагрянул в клуб с антинаркотическим рейдом. Горюнов чист, но дерзит. Результат: Хазин подкидывает ему пакетик с наркотой и Горюнов присаживается на 7 лет. МГУ закончить не судьба, выходит. Зря старалась мать.
Дальше зритель видит, как бывший студент откидывается на свободу. Он стал другим. Его мать умирает буквально за день до его освобождения. Девушка не дождалась вышла замуж. В отчаянии он находит Хазина, кидает ему предъяву и случайно убивает. Прихватив его айфон по случаю.
В айфоне вся жизнь Хазина (тело его тем временем покоится на дне коллектора) — Горюнов читает приходящие на мобильник сообщения, смотрит снятое владельцем видео и постепенно все больше постигает противоречивую личность мента, тоже настрадавшегося. В темной душе Горюнова рождается чувство некоторой неловкости и даже где-то сочувствия.
Между тем тело матери из морга он не забирает, хотя регулярно ходит на него посмотреть. Кончил паренек плохо (ОК, совсем уж детально рассказывать развязку не буду).
Каким же образом сие произведение, по описанию сильно смахивающее на артхаусную драму начинающего режиссера-фестивальщика, оказалось столь популярно? Пазл «Текста» состоит из множества удачных деталек. Во-первых, Глуховского можно обвинить в чем угодно, но только не в умении создавать успешный коммерческий продукт. Во-вторых, это кино делал действительно талантливый режиссер-универсал Клим Шипенко («Холоп», «Салют-7», «Война семей»).
Ну и самое главное, а не в-третьих, это исполнитель главной роли, конечно. Александр Петров со всей его склонностью к экзальтации, истерике и хроническому переигрыванию как нельзя лучше отвечает духу нашего времени — когда кто громче крикнет, того и слышно. Посмотрите, кстати, как Петров читает в Волгограде стихотворение «Нас не нужно жалеть» — это настолько чудовищно, что уже даже и хорошо.
Наконец, секс фильму тоже не помеха. Та самая, ставшая уже легендарной сцена соития героев Ивана Янковского и Кристины Асмус так широко обсуждалась в соцсетях, что совершенно точно привела в кинотеатры кучу людей. Если кратко: снято исключительно достоверно. Особо двинутые фанаты, говорят, даже разглядели на любовно сделанных скриншотах что-то такое, чего по идее в кино быть не должно. Но дело даже не в откровенности сцены — мало ли чего мы, взрослые люди, в кино не видели. А в том, что… Сами, короче посмотрите.
Убитый мент был подонком, но Горюнов — дрянь не меньшая. Первый был неоднозначен (переживал, посадив студентика), герой Петрова же почти исключительно состоит из черного эгоизма. Робкое светлое начало побарахталось в нем (девушку убитого им мента отговорил от аборта) и зачахло — Горюнов даже не успел понять, что главный его враг — это он.
В целом же «Текст» — это сборник отливающих начищенной медью банальностей: Дмитрий Глуховский держит марку и в новом для себя жанре. С другой стороны, должен же кто-то объяснять инстаграм-поколению, как в целом устроена жизнь. Ведь книг они давно не читают (разве что того же Глуховского), кино, которое кино, кажется им скучным. А так хотя бы трусы героини Кристины Асмус покажут им дорогу к вечным ценностям.
«Текст. Реальность». 5 серий.
Режиссер Клим Шипенко.
Где смотреть: видеосервис Start, с 3 июля (все серии)