Сюжет мелодрамы Первого канала «интригует»: приехала девочка из провинции в Москву… Но не все так однозначно.
Через пару минут после начала сериала «Тонкие материи» так и тянет крикнуть что-то вроде: «твою ж мать!». Потому что сюжет этой чудной мелодрамы, друзья, прекрасен и удивителен. А главное, свеж (вот тут представьте, что я показываю вам пальцами двух зайчиков).
Итак, это сериал про наивную провинциалку Таню, которая приехала в Москву в 1962 году поступать в вуз. Тут на нее навалились лишения: не поступила, полюбила богатого, а у него уж есть невеста — и ее не отпускает, и Тане голову морочит. Ну дальше вам все понятно, разумеется. Наверняка и в подоле принесет довольно скоро.
Любовь отдельных продюсеров к сериалам подобного рода сильна настолько, что даже вызывает уважение. Это ж надо десятилетиями держаться за жанр, который как фарш, бывший в употреблении. Неоднократно. Над такого рода продуктом и ЦА уже откровенно ржет — те самые полумифические домохозяйки средних лет, и только бабушки, которые еще императора Александра II помнят, с любовью жмут на кнопку с цифрой «1» (хотя, возможно, это полиартрит).
Не спасает «Тонкие материи» и псевдоисторическая оболочка: вообще-то, помимо зажеваной линии провинциалки в столице, это история знаменитой «сотой секции» ГУМа, которая одевала всю советскую элиту, с мечтами про парижские подиумы и кознями КГБ. Таня — молодой дизайнер одежды, окончила текстильный техникум, хотела теперь в вуз, сдала экзамены «на отлично», а ее не взяли все равно, потому что отец осужден по 58-й («враг народа»). Но талантливую девчонку взяли в подмастерья в ту самую секцию — осенять талантом безнадежно уродливых генеральш.
И дело не только в том, что и такие дурно выписанные сериалы с деревянными буратинами вместо персонажей давно надоели еще во времена «Красной королевы» и «Гостиницы «Россия». Просто, слава Богу, изменилось время — в мейнстриме сериалы про здесь и сейчас, про людей вокруг. Сегодня в России штук десять только отечественных онлайн-кинотеатров, люди их начали смотреть системно и даже платят за это деньги. А онлайн-кинотеатры — это совершенно иное качество, даже если оно неровное. На их фоне весь ужас плохо переработанных сказок Шарля Перро становится заметнее, а ведь еще недавно казалось, что ничего, смотреть можно.
Окончательно закопать «Тонкие материи» (оценили игру слов в названии?) мешают несколько штришочков. На фоне батареи одинаково плохих, привычно карикатуризированных образов в сериале нежной белой лилией вдруг расцвела Анастасия Талызина (она-то и есть Таня — внучка Валентины Талызиной), которую вы, возможно, помните по неплохому комедийному сериалу «Патриот». Очарование юности (трепетная Мэрилин, еще не вкусившая соблазнов) несколько ретуширует все, что я с такой ненавистью рассказывал вам выше — ну и что, что вынуждена демонстрировать нам выданные ей клише, хорошо же получается у человека, с душой. Талызина-мл. робким лучиком освещает этот Аид: присмотришься — а вообще-то тут замечательная Ольга Хохлова — отчаянно сопротивляется материалу и тянет эту драму ввысь, и симпатичная молодежь — Кузьма Сапрыкин, Софья Зайка, которых помнишь и в приличных проектах (не всегда им так не везло, к счастью).
И еще саундтрек. Ребята, у «Тонких материй» очень милый саундтрек, — что-то джазовое, лаунжевое, придающее в целом безликому сериалу даже некоторое обаяние. В общем, сериал, конечно, не очень, но одновременно ничего — и все в этом логично, это же как картины Никаса Сафронова: да, ужасающая мазня, но по-своему миленько, многим нравится, пусть будут. И у Тани пусть все будет хорошо.
Кстати, режиссер этого пышного великолепия — Анарио Мамедов, у которого еще есть брат Таир.
«Тонкие материи», 8 серий. Первый канал.