Станет ли «Великая» «фавориткой» телесезона
16 мая одновременно со всем миром на платформе more.tv состоялась премьера сериала о русской императрице Екатерине II от авторов выигравшего «Оскара» фильма «Фаворитка».
Автор сериала — британский сценарист и драматург Тони МакНамара. Ветеран телесериального дела, по-настоящему он прославился сценарием к фильму Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», номинированного в прошлом году на десять «Оскаров» и удостоенного статуэтки за лучшую женскую роль.
«Фаворитка» — тронутое чёрным юмором костюмно-историческое полотно из времен начала XVIII века, чья главная героиня — страшная, глупая, больная и похотливая английская королева Анна (Оливия Колмен) — является предметом исступленной придворной борьбы ее зарвавшихся фавориток. Сценарий к фильму, 20 лет пылившийся на полке, тоже был номинирован на «Оскара», что открыло его автору невиданные возможности: он запустил сериал уже не из английской, а российской придворной жизни.
Как нетрудно понять из названия, речь идет о российской царице Екатерине Великой (одноименный сериал с Юлией Снигирь был снят в России в 2015 году, совсем недавно ее сыграла и Хелен Миррен). Время действия — тот же XVIII век, но, как и в «Фаворитке» это условное историческое время. Авторы не делают вид, что их фильм заменит кому-то учебник истории: у сериала даже есть подзаголовок «Время от времени правдивая история». Разумеется, найдется большое количество зрителей, которые начнут строчить комменты о том, что все было совсем не так, поскольку им точно известно как и что было — что ж, всем надо как-то проводить время на карантине.
Ясен пень, что Екатерина совсем не была похожа на самую популярную молодую актрису Голливуда Эль Фаннинг, играющую представительницу обедневшего прусского дворянского рода, которой выпала счастливая (или не очень) карта войти в русскую царскую семью. Как не похож на царя Петра III сексуальный британский актер Николас Холт, снимавшийся и в «Фаворитке», и в «Людях Х», и в последнем «Безумном Максе». Едва ли Петр III лишал невинности Екатерину на виду у своего двора, как маловероятен и его подарок супруге в виде шикарного бурого медведя (куда же без медведя в западном фильме о России!). Не факт, что Петр настаивал на участии Екатерины в групповом сексе и бил ее прилюдно под дых, хотя известно, что этот нелучший российский царь был довольно несносен. Фильм, сделанный большими профессионалами (пилот поставил Мэтт Шэнкман, снимавший ранее и «Игру престолов», и «Фарго», и «Безумцев» и много чего еще), относится сам к себе с большим юмором и предполагает его наличие у будущих зрителей.
В целом, авторы сериала настроены по отношению к российскому царскому двору гораздо более дружелюбно, чем это можно было предположить. Англичанам в «Фаворитке» досталось от них куда сильнее. Снятый в восхитительных дворцах Англии и Италии, фильм озабочен самым актуальным по сегодняшним временам сюжетом. Это сюжет выживания в диком патриархальном мире молодой женщины — очаровательной, энергичной, желающей саморазвития и мечтающей приносить пользу. Она не хочет быть игрушкой в руках глупых мужчин, а желает сама вершить свою судьбу. И не только свою, но и судьбу страны.
Россия, чьей императрицей надолго стала именно такая великая женщина, согласно новому сериалу, стояла у истоков феминизма во всем мире. Неудивительно, что в этом сюжете вновь и вновь черпают вдохновение кинематографисты, по-своему прочитывающие историю нашей страны.