Сериал «Высшая мера» — это криминальный триллер, действие которого происходят во эпоху «застоя». Мудрый и внимательный следователь Таболин пытается раскрыть преступления, которые, на первый взгляд, не связаны между собой. Талантливый борец с преступностью столкнулся с двумя ужаснейшими убийствами: первое совершил психически нездоровый физик — расправился со своей соседкой и принес ее голову вместе с повинной в отдел. Жертва второго преступления была найдена в подвале жилого дома: кто-то убил рецидивиста точным уколом шила в ухо. Таболин предполагает, что эти два преступления связаны, а следствие подозревает совсем не тех людей. Настоящий преступник умен, хитер и, кажется, поверил в свою безнаказанность из-за высокопоставленных покровителей. Осталось найти убийцу и, во что бы то ни стало, добиться от суда высшей меры.
Сериал вызвал огромную обратную связь у зрителей: очень много комментариев и тем для обсуждения. При этом средний рейтинг пользователей — около 8 баллов из 10: великолепный результат для российского криминального кино. Посмотрим, что понравилось, а что не понравилось зрителям в многосерийном криминальном триллере «Высшая мера».
Примечательно, что зрители оставляли отзывы даже после просмотра 1-2 первых серий и уже гадали, кто же этот таинственный убийца, и высказывают свои предположения. Причем даже те, кто уже начал находить ляпы и недочеты: «Вроде, все есть, стрельба, убийства, трупы, но почему-то не цепляет, но смотреть дальше буду, хочется узнать, кто же этот неуловимый убийца».
Самый важный момент, на который всегда обращают внимание — атмосфера. Тут все: музыка, декорации, грим, костюмы, речь, цвета и тени: «Словно смотрю советское кино! Атмосферно. Мне понравилось, как здесь применили цветокоррекцию, сериал получился в винтажном стиле. Эффект старого кино».
Анализируя сотни комментариев, тяжело найти какие-то весомые аргументы против сериала: замечают, как всегда, несоответствие формы, чины и звания следователей и милиционеров, склеенные сцены с развешиванием постиранного белья… Основная часть комментаторов наслаждается просмотром и увлечена сюжетом: «Динамично так, вполне в духе советского детектива. Что не понравилось — практически не показывают сам Ярославль. А тут есть, на что посмотреть». Общие виды не всегда к месту, но забирают на себя часть драгоценного эфирного времени. Сериал с большим количеством действий, важных диалогов и движений — поэтому церковь Ильи Пророка и Васильевскую башню придется лицезреть туристам.
«Герой вполне себе убедителен, Бухаров хорош в этой роли — силён, смел, в меру нагл. Настоящий опер и должен быть таким. Только опер, а не следователь. Следователь может тяжелее авторучки ничего не поднимать. А здесь из него Рэмбо сделали зачем-то. Ну да бог с ним, я к мелочам не цепляюсь обычно. Наслаждаюсь динамикой и игрой актеров». Тот самый случай, когда можно простить мелкие недочеты. А классическая методика преподнести сыск оперативника как работу следователя — это уже клише, на которое просто не обращают внимание.
Многие споры ведутся на тему «реальных событий», на которых основан детектив. Увы, но за годы кинопроизводства эта фраза полностью дискредитировала смысл. Зрители пришли к выводу, что отдельные эпизоды и преступления имели место в истории криминалистики, и все это объединили в одно расследование. «Возможно, просто была когда-то серия убийств шилом в ухо, а остальное надумано. Возможно, в психиатрической лечебнице вскрывались злоупотребления. Авторам этого достаточно, чтобы такой титр прилепить. На мой взгляд, фильм достаточно интересен был бы и без этого титра».
«Сериал понравился. Хотя, конечно, в нем много малоправдоподобных вещей и событий, но смотрится с неослабевающим интересом до самого конца. Очень хорошо сыграли практически все актеры. Особенно понравились Александр Бухаров (Таболин) и Никита Тезин (Долгов). Смотрелись очень достоверно и по-советски, в хорошем смысле. Прямо образы из старых советских фильмов. Надо сказать, что быт и обстановка 75 года воспроизведена превосходно, без каких-то перегибов (как бывает, к сожалению, во многих современных фильмах). Из минусов можно назвать слишком уж яркий макияж у женщин даже в самой домашней обстановке». Однозначно, атмосферность и актерский состав — оценка «превосходно».
«Очень интересная работа. Захватывающий сюжет в духе 70-х годов смотрится на одном дыхании! Сюжет со своими поворотами не оставляет равнодушным. В таком напряжении я давно не была! Хочу отметить работу композитора и поблагодарить за музыку к фильму, которая переносит тебя именно в эту эпоху! Видно, что была проделана колоссальная работа!» Сюжет действительно неоднозначный, интересный и захватывающий: режиссер буквально водит за нос каждого зрителя, перенося подозрения с одного антагониста на другого. Актеры лишь добавляют интриги: даже положительные герои отыгрывают так, словно и за ними есть грешки.
Однако специалисты и историки все же внесли свою лепту: и форма не тех лет, и машины не те, и кабинеты не с теми флагами, и должности неверно расставлены, «сценаристам, режиссерам и костюмерам большой минус. Ну не в теме они середины 70-х. Хотя сюжет интересный». И снова мы о том, что сюжет дает зрителю право простить некоторые недочеты реквизитора.
Однозначно можно сказать, что жанр выдержан максимально: и триллер, и детектив в самых лучших представлениях. Игра актеров — выше всяких похвал. Огрехи декораций? Всегда будут, вопрос «тяжести»: в каком-то фильме про эпоху СССР погоны не те, а в каком-то — окна пластиковые и баннеры рекламные. Игра актеров, сюжет, крепкий сценарий — и зритель закрывает глаза на то, что не тот портрет висит в кабинете: ему важно дойти до разгадки и узнать, кто настоящий преступник. Однозначно, Вячеслав Рогожкин смог увлечь зрителя и выделить свою работу среди тысячи российских детективов.
Главное фото: кадр из сериала.