Заканчивается первый сезон «Мандалорца» от онлайн-сервиса Disney+. Это один из лучших сериалов года, и лучшее, что случилось со «Звездными войнами» за последние 35 лет.
Денис КОРСАКОВ
Действие «Мандалорца» разворачивается через несколько лет после падения Империи (то есть после событий, описанных в «Возвращении джедая»). Одинокий, немногословный, почти никогда не снимающий плаща и шлема «охотник за головами», которого все зовут просто Мандалорец (или, сокращенно — Мандо) соглашается за огромный гонорар выкрасть и доставить заказчикам ценнейший груз — некое живое существо. Существо оказывается «бэби-Йодой» — ушастым зеленым ребенком, принадлежащим к той же расе, что магистр Йода. Несмотря на возраст, он уже умеет управляться с Силой. Мандалорец доставляет ребенка заказчикам, но подозревает, что те могут ему навредить. Решив действовать по совести, отбирает у них умилительного «бэби-Йоду» и с ним пускается в странствия. Но теперь за ними обоими ведется охота.
Чем вообще были хороши «Звездные войны»?
За мутным валом сиквелов, приквелов и ответвлений, всяких «Атак клонов», «Скайуокер-восходов» и «Ханов Соло», а еще мультфильмов, мультсериалов и компьютерных игр, об этом можно уже и забыть. Надо специально вспоминать, как впервые посмотрел «Новую надежду» — в конце 80-х, в кинотеатре с подходящим названием «Звездный», и как перед тобой, ребенком, распахнулся новый мир, огромный и полный фантазии. Два солнца над планетой Татуин, голографические послания от принцесс, световые мечи, Звезда смерти, способная за секунду уничтожить планету, хрипящий Дарт Вейдер в шлеме. В следующих сериях появились Йода, заморозка людей в каких-то плитах, шагающие верблюдообразные машины. Ничего подобного до Джорджа Лукаса ты не видел. Да и у самого Лукаса после краткого периода вдохновения, настигшего его в конце 70-х и начале 80-х, ничего подобного не было. Все прочее — и его собственная трилогия про Энакина Скайуокера, и трилогия Дж. Дж. Абрамса про девушку-мусорщицу и ее унылых друзей — казалось просто плесенью, наросшей за годы на оригинальном продукте. То есть фанатам и это нравилось, но то были плохие фанаты. Хорошие были пуристами и держались корней.
С точки зрения хорошего фаната «Мандалорец», придуманный Джоном Фавро — это первый нормальный фильм из вселенной «Звездных войн» с 1983 года, когда вышло «Возвращение джедая». Хотя бы потому, что Фавро возвращается к истокам — и одновременно рассказывает историю с чистого листа, а не паразитирует на старых картинах. Подумать только: вышло уже семь серий из восьми — и там все еще нет ни одного персонажа из предыдущих фильмов. (Ну, конечно, ключевые персонажи — сам мандалорец и бэби-Йода — придуманы Лукасом, но это касается только, так сказать, дизайна: первый носит такие же шлем и костюм, как Боба Фетт, второй внешне совсем как магистр, только очень маленький. Но быть такими диктуют им раса и традиции, от которых никуда не денешься).
Как и оригинальные «Звездные войны», «Мандалорец» в первую очередь — вестерн, причем эта составляющая по сравнению с «Новой надеждой» еще более значима. Полные опасностей пустоши. Незнакомцы, каждый из которых готов тебя пристрелить (скорее всего, это профессиональные негодяи, наемники без страха и совести). У Мандалорца нет имени, потому что его не было у Клинта Иствуда в фильмах Серджо Леоне (стоит ли напоминать, что там герой прекрасно без него обходился). И Серджо Леоне, и Джордж Лукас вдохновлялись фильмами Акиры Куросавы (первый — «Телохранителем», второй — «Тремя негодяями в скрытой крепости»), и Фавро вслед за ними переносит в «Мандалорца» все вот это самурайство: его мандалорцы обмениваются ритуальной фразой «Таков путь», потому что руководствуются правилами из кодекса «Бусидо», название которого переводится как «Путь воина» (характер героя словно — хотя почему «словно»? — списан оттуда). Одна из серий «Мандалорца» сюжетно — чистый римейк «Семи самураев» того же Куросавы, а сам по себе сюжет, в котором воин странствует с ребенком, заимствован из легендарной манги начала 70-х «Одинокий волк и его ребенок», про самурая-ронина и его трехлетнего сына. Переливание «Звездным войнам» крови двух родственных групп — от ронинов и от безымянных стрелков — мгновенно оживляет всю историю.
При этом «Звездные войны» были прежде всего детским фильмом, Фавро об этом помнит, и его «Мандалорец», конечно, рассчитан прежде всего на 12-летних. В нем нет реальной крови и жестокости, герой, сражаясь с врагами, предпочитает заточить их в клетку, а не убивать. И сюжеты серий — совсем нехитрые. Но это тот случай, когда простота проекту к лицу; и поздний Лукас, и Абрамс как раз переусложняли сюжет, наполняя его какими-то дурацкими политическими интригами и толпами ненужных персонажей. Здесь герою просто надо уберечь ушастого ребенка и заработать на жизнь.
И детям любого возраста, смотрящим «Мандалорца», Фавро показывает достаточно чудес. Это огромные, немного босховские рыбы на ножках, на которых скачут по пустыням герои, дроиды новой, невиданной конструкции, новое волшебное оружие — и, разумеется, новый Йода, самый обаятельный персонаж в мире со времен старого. Его принципиально не нарисовали на компьютере (хоть это было несложно) — за кадром им по-старинке управляют кукловоды. Непонятно, как дети, но взрослые зрители это осознают сразу. И улыбнутся — потому что это привет им всем из 70-х и 80-х, когда они столкнулись со «Звездными войнами» впервые.