Лето, море… И никакой пандемии с масками и прочими ограничениями.
Семья из Северодвинска — этот город расположен на Белом море, напомним, едет через полстраны в Геленджик (снимали бы сейчас — срочно переселили бы действие в Евпаторию, конечно) на море Черное. А это почти три тысячи километров, между прочим. В маленькой машинке поместились супруги (Павел Майков и Юлия Подозерова), их двое разновозрастных сыновей (Кузьма Сапрыкин и Радислав Куцов) и теща главы семейства (Татьяна Догилева). В дороге, а уж тем более по прибытии на место их ждут разнообразные приключения, в основе которых межполовые, межвозрастные и межнациональные различия.
Не знаю, как на вас, а на меня фраза «веселая комедия для всей семьи» производит самое гнетущее впечатление. Жанр изобретен в незапамятные времена, давно выскоблен дочиста и придумать что-то новенькое в заданных пределах — задача трудновыполнимая. А уж российские интерпретации обычно расстраивают вторичностью, унылой предсказуемостью, от них за версту несет продюсерским расчетом. А если пытаются придумать что-то эдакое, чтоб ух и ах, почему-то получается «Идеальная семья». Надо быть очень добрым, готовым к компромиссам человеком, чтобы досмотреть это до конца.
Особенно не везет ситкомам — это практически всегда плохо, вот как «СашаТаня» на том же канале, где несчастные актеры средних лет с чувством отчаяния на лице много лет подряд визуализируют все более ужасные сценки из несмешного сценария, изображая вечно молодую семью. Комедия может быть симпатична, когда приписывают «ироническая» (вспомним хоть «Иванько»), но вот беда: слово «семейная» в этот момент неизбежно отваливается. Вместе с чувством юмора сценаристов.
К счастью, «Отпуск» — не ситком, а комедия со сквозным сюжетом, но как раз семейная со всеми вытекающими, и цель ее создания ясна: дать по щам одному другому каналу, который на таких проектах собаку съел, пока ТНТ пестовал дерзкое и драматичное телекино.
Вместе с тем сериал по-своему обаятелен. Русский юг в «Отпуске» лишен пошлости и вульгарности (что, увы, имеет место в реальности) — не в последнюю очередь благодаря специфическому комическому таланту Демиса Карибидиса. Крикливая чрезмерность, свойственная артистам Comedy Club, в жарких ландшафтах Черноморья оказывается уместной, знакомой — многие зрители ведь тоже бывали если не в Геленджике, то в Анапе. В образе армянина, сдающего комнаты соотечественникам из холодных краев, Демис весьма органичен — да, он играет в одну краску, как в Comedy, но делает это виртуозно.
Национальный геленджикский колорит в «Отпуске» подается деликатно — с добрым юмором и еле заметной иронией, без крена в анекдотические спекуляции в стиле КВН: обаятелен даже казак-придурок (Антон Лапенко), а уж как чудесна сцена поминок в патриархальной семье южан.
Дуэт Павла Майкова (седеющий кидалт с подростковой придурью в голове) и Юлии Подозеровой (красивая жена и мать, уставшая от мужа-балбеса) архитипичен и узнаваем, даром что линия персонажей шита белыми нитками. Откровенно наслаждается своим амплуа Татьяна Догилева, не в первый раз уже с немеркнущим энтузиазмом играющая моложавую бабулю.
Да, «Отпуску» не хватает фиги в кармане, второго ряда смыслов, в нем с избытком очевидных ходов и ходульных образов, зато это все делает проект понятным для зрелого поколения. Для привлечения молодежи в сериал позвали звезду Тик-Тока Валю Карнавал — в пресс-релизах ее имя даже выносят на первое место, но вряд ли проект ждет небывалый успех среди юных телезрителей (хотя бы потому, что нет уверенности, что они вообще существуют).
В общем и целом «Отпуск» — это уже не «Сваты» (бр-р-р-р!), но еще и не Modern Family: видимо, это и требовалось. Если не придираться, то можно и включить для фонового смотрения и, может быть, даже посмеяться раз-два за серию — а зачем вам еще эфирное телевидение вечером.
«Отпуск». Комедия, 20 серий.
Режиссер: Александр Бойков.
Сценарий: Дмитрий Невзоров и др.
В ролях: Павел Майков, Юлия Подозерова, Кузьма Сапрыкин, Валя Карнавал, Радислав Куцов, Татьяна Догилева, Арарат Кещян и др.
Где смотреть: ТНТ/Premier, с 1 февраля.