«Медвежий угол»: серьезная драма или «Молодежка» по-шведски?
Стоит ли смотреть новый скандинавский сериал о хоккее.
В маленький шведский городок Бьорнстад приезжает с семьей Петер Андерсон, энергичный мужчина лет сорока. Когда-то он жил здесь и начинал свою хоккейную карьеру, а затем уехал за океан и кое-чего добился в главной лиге мира — НХЛ. В родном городе Петера ждут как спасителя: именитый земляк должен возглавить местную команду и поставить ее на победные рельсы. Но Петер, изучив уровень играющих во вверенном ему коллективе хоккеистов, делает суровый вывод — с таким убожеством работать бессмысленно. Не обращая внимания на то, что среди забракованных им игроков много его друзей детства, Петер ставит городским властям ультиматум — я либо уезжаю, либо работаю с юниорской командой, которая выглядит куда более перспективной. Надежды Андерсона связаны прежде всего с юным форвардом Кевином Эрдалем, молчаливым пухлощеким подростком, не без основания считающимся главной звездой Бьорнстада. И даже то, что с отцом Кевина в юности Петер откровенно не ладил, тренера не смущает. В процессе работы Андерсон, потерявший в Америке сына, начинает относится к Кевину как к родному, а тот в ответ принимается штамповать голы и приносить команде победы. Не менее нежные чувства испытывает к Кевину и Майя, дочь Петера — казалось бы, все в этой истории катится, как на коньках, к триумфальному и сладкому хэппи-энду.
Мы привыкли считать Россию хоккейной страной, но почему-то при просмотре хваленой «Молодежки», где якобы весь провинциальный городок живет командой «Медведи», в это как-то не верится — да, зрители сидят на трибунах и машут флагами, но все эти эмоции кажутся немного фанерными. «Медвежий угол» в этом плане смотрится куда убедительнее — тут страсти кипят нешуточные, несмотря на то, что речь идет о скандинавском захолустье и соответствующих турнирах, в которых разыгрывается явно не Кубок Стэнли. Видно, что для каждого жителя Бьорнстада хоккей — это главная отдушина и надежда, и важнее победы над соседней деревушкой нет ничего. И если кто-то из хоккеистов нарушил закон, можно закрыть на это глаза — мол, пусть сыграет и забросит пару шайб в финале, а уж потом получает срок, желательно условный.
Забавно, что та же «Молодежка», поначалу уверенно изображавшая «настоящий сериал о хоккее», после классных стартовых двадцати серий мгновенно скатилась до уровня банальной сопливой мелодрамы. А вот с «Медвежьим углом» ситуация иная — история, казавшаяся «мылом» со спортивным уклоном, внезапно обернулась полноценной и вполне себе взрослой драмой, в которой симпатичные молодые актеры — не просто винтики для создания примитивного телеконструктора в духе «любит-не любит».
Конечно, любая хоккейная дружина неожиданно может проиграть — вот и «Медвежий угол» грешит «провалами в обороне» в виде лучшего друга Кевина, оказавшегося геем и взятого в команду шустрого мальчика-араба. Обоих в итоге сценаристы наградили таким количеством положительных качеств, что хватило бы на всю Армию спасения. Впрочем, обойтись в современном западном сериале без темы мигрантов и сексуальных меньшинств — это все равно что прийти в Большой театр без штанов. Мол, перед коллегами неудобно, засмеют. Хотя, строго говоря, от отсутствия этих политкорректных реверансов «Медвежий угол» бы только выиграл — если не Кубок Стэнли, то уж точно приз зрительских симпатий.