Британский шпионский триллер «Захват» показал, что сегодня сбылись самые жуткие предсказания Джорджа Оруэлла
Капрала британской армии Шона Эмери везут на суд. Он солдат, контрактник, отслужил срок в Афгане и там подстрелил талиба, якобы без предупреждения. Вернее, предупреждение прозвучало, но уже после выстрела. И вот теперь Шона судят, у него дома, в Лондоне, за убийство талиба во время военных действий. Ролик с выстрелом, записанный видеокамерой на каске сослуживца Шона, — основное доказательство вины.
Хорошее начало фантастического фильма. Но если этот, откровенно лживый момент — суд, опустить, то далее начинается самое интересное. И тогда в целом сериал может с легкостью претендовать на звание лучшего шпионского триллера 2019 года в лучших традициях «Родины» и «Кондора».
Потому что главный герой в сериале вовсе не Шон, и не его преследователи, а правительство, тотальная слежка и ее страшные непоправимые последствия.
Но обо всем по порядку.
На суде присутствует спец по видео, который на своем выступлении приводит доказательства, что на видео есть очевидный рассинхрон, буквально на 15 секунд, между звуком и видео, и именно из-за этого кажется, что Шон предупреждает талиба позже, чем стреляет. А на самом деле все было наоборот! Видео синхронизируют, все встает на свои места, и Шона выпускают на свободу. Торжество европейского правосудия!
На вечеринке в честь освобождения Шон флиртует со своим адвокатом и провожает ее до остановки автобуса, на которую направлены камеры видеонаблюдения.
Оператор, который сидит в центре управления городскими видеокамерами, в это время видит, что Шон нападает на девушку, и вызывает полицию. Прибывшие правоохранители, однако, не обнаруживают на месте преступления ни Шона, ни девушки, ни их следов. Тогда они едут к нему домой и арестовывают заспанного парня на 24 часа. За это время детектив Рэйчел Кэри должна выудить из Эмери признание — почему он убил Ханну и где тело.
Но Шон упирается, утверждает, что ничего этого не было, он лишь проводил ее до автобуса, а там они поцеловались и расстались. Детектив показывает видео нападения. Шон взрывается — это подстава, ничего такого не было. Через 24 часа его выпускают. Теперь он должен найти девушку и выяснить, что случилось на самом деле и почему и в чем его обвиняют.
Детектив продолжает следить за ним через прицелы видеокамер. Ровно до тех пор, пока вдруг не убеждается, что верить тому, что транслируется на экране больше нельзя. Оказывается, что то, что она видит, не совпадает с тем, что видят на месте своими глазами ее агенты.
Рэйчел Кэри в ходе расследования сталкивается с высокими чинами, которые, как выясняется, ведут свою игру и контролируют следствие по Эмери. Их задача — посадить Шона и повесить на него убийство Ханны. Любыми путями. Причем, кроме британского антитеррористического отдела, в игре замешаны американцы, определенно диктующие местным свои правила. Персонаж Рона Перлмана, агент разведки США, имеет доступ во все самые засекреченные кабинеты Лондона. И снова с помощью видеокамер. Его команда занимается в том числе тем, что вклеивает в онлайн-видео другие куски, фабрикуя доказательства.
«Захват» занял пугающе правдоподобную позицию — государство следит за всеми и каждым, теперь даже не выходя из черных кабинетов и не прячась по кустам. Ведь не зря же каждый мегаполис так нашпигован камерами? Правительственные структуры идут дальше, заходя далеко за границы дозволенного. Чтобы добиться своих целей, они прибегают к технологиям и подделывают видеодоказательства, чтобы обеспечить, например, осуждение террористов, которые в противном случае могли бы выйти на свободу.
Этому аппарату противостоит небольшая кучка энтузиастов, желающих вывести Большого брата на чистую воду, доказать, что вклейки уже давно стали нормой, что видеокамеры — это не только вмешательство в личную жизнь, но и большая опасность, когда этот инструмент попадает в руки нечистых на руку сотрудников спецслужб. Или когда подлог оправдывается БОЛЬШОЙ ЦЕЛЬЮ.
«Захват» показывает, как все это завело в тупик как самих спецагентов, так и полицию, и людей, которые просто оказались не в том месте не в то время. Под прицелом вездесущих камер.
Подавая волну паранойи о фальшивых новостях, сценаристы исследовали идеи, которые вошли в мейнстрим благодаря Белому дому Трампа. Например, для «альтернативных фактов» политтехнолога Трампа Келианн Конуэй «исправленная правда» давно вошла в моду.
В лице Шона Эмери (Каллум Тернер) сценаристы играют с мыслью, что наш внушаемый мозг не может быть хранилищем истины. Несмотря на то, что Ханна Робертс (Лора Хэддок) не была его жертвой, он так и не смог стереть образ расстроенной Ханны, убегающей из его рук, одновременно стирая память о себе, чтобы установить свою невиновность в качестве бойца в Афганистане. Именно эта зарождающаяся вина позволила Шону принять наказание за преступление, которого он не совершал, вместо того, которое он совершил.
Не зря англичане представили так в своем сериале американца Фрэнка Нэпира (Рон Перлман), как упертого служаку, у которого было релятивистское обоснование для каждого шага, совершенного якобы на принципах справедливости.
Американцы вмешиваются везде и всегда. И сегодня это нравится далеко не всем.
Итак, Джордж Оруелл в своем романе-антиутопии «1984» сделал жуткое предсказание: «тотальную слежки», которой сегодня никого не удивишь: ее технологии стали частью повседневной жизни каждого человека — системы видеонаблюдения, сбор информации о привычках и интересах пользователя, потеря индивидуальности.