Разбираем сериал «Удивительная миссис Мейзел»: невероятно прекрасная или невероятно затянутая
Длившийся пять сезонов сериал «Удивительная миссис Мейзел» завершился. Отвечаем на главный вопрос: стоит ли смотреть ретро-сериал о домохозяйке, решившей стать звездой стэндапа
Интересно, замечал ли кто-нибудь, как похожа Рэйчел Броснахэн в образе Мидж Мейзел на Джека Леммона в обличье Дафны, одной из двух фальшивых оркестранток из бессмертной комедии «В джазе только девушки«? Иногда это сходство бросается в глаза, иногда куда-то пропадает: в любом случае, избавиться от ощущения, что Мидж — переодетый мужчина, довольно сложно. Подобные мысли, конечно же, сбивают с толку и мешают наслаждаться сериалом в полной мере. Впрочем, как говорил другой персонаж фильма Билли Уайлдера, «у каждого свои недостатки». И у «Удивительной миссис Мейзел» таковых, наверное, немало. Хотя, с другой стороны, недостатки зрители порой видят там, где скрываются достоинства.
Сколько раз приходилось слышать: «Ой, ну я начал/начала смотреть, но на втором (или третьем, или четвертом) сезоне «сломался» и бросил«. Аргументы всегда одни и те же — стало скучно, много лишних персонажей и сюжетных линий, и вообще уже не помнишь, с чего все началось… Справедливые претензии? И да, и нет. Для стандартного сериала с линейным развитием сюжета по схеме «от и до» такие провалы, наверное, недопустимы — отпускать и распылять зрительское внимание нельзя и, если уж вы вцепились в аудиторию, доводите дело до конца, то есть до условного хэппи-энда.
История Мидж Мейзел, обычной нью-йоркской домохозяйки конца 50-х, началась с того, что ей изменил муж, пытавшийся, помимо основной работы, еще и сделать карьеру комика, пусть и с чужими шутками — в итоге комиком стала сама Мидж, причем шутки у нее были свои (краткий эксперимент с привлеченными авторами оказался неудачным). Вспомнили? А теперь вспомните, почему бросили следить за Мидж где-то на середине пути. Может, потому, что не получили ожидаемую конфетку в виде поступательного движения от закомплексованной американской женушки до раскованной эстрадной суперзвезды? Казалось, вот сейчас Мидж поймает удачу за хвост, поедет в большой тур и всех покорит, но вдруг — бац! — очередной пшик, провал, облом. И героиня снова у разбитого творческого корыта, полного скучных бытовых проблем. И нетерпеливый зритель с досадой машет руками — да что ж такое, да когда уже случится то, что прописано всеми неофициальными киноправилами?
Когда наконец у ног этой девчонки (весьма, кстати, симпатичной, даром что похожа на Джека/Дафну) ляжет весь мир и к ней прискачет принц на белом коне? Что, опять ждать следующего сезона? Нет уж, надоело, хватит! И зритель уходит, поступая, пожалуй, правильно, ибо нет смысла ждать того, чего в таком сериале не может быть по условию. Да, мир в итоге ляжет к ногам Мидж, но подадут публике сей факт без триумфального боя барабанов, бурных аплодисментов и слез умиления. Ну а принц, зараза, вообще не прискачет и даже пешком не придет.
Причина такого «наплевательского» отношения к зрительским запросам проста: авторы ставили перед собой куда более амбициозные задачи, нежели просто рассказ о жизни талантливой домохозяйки. «Удивительной миссис Мейзел» — это история Америки, страны пусть и не слишком для нас родной (особенно сейчас), но все же чрезвычайно любопытной и, как ни крути, оказавшей на весь мир колоссальное влияние. И рассказ этот получился тонким, умным, ювелирно оформленным: костюмам, декорациям и безупречно поставленным сложнейшим сценам позавидуют продюсеры любого голливудского проекта с многомиллионным бюджетом.
Любимые в Штатах темы гендерного неравенства и бытового шовинизма поданы здесь столь аккуратно, что не возникает даже мысли от них отмахнуться (мол, опять эти америкосы лезут со своей толерантностью!). Каждый персонаж, даже появляющийся всего на пару минут, сконструирован идеально, он словно винтик в механизме дорогих швейцарских часов — и пусть кажется, что стрелки этих часов иногда бегут вразнобой, в итоге все складывается так, как и планировал хитрый часовщик. И не исключено, что в рукаве у этого часовщика припасено еще немало сюрпризов — почему бы, допустим, не сделать спин-офф-проект на основе совершенно неподражаемого отца Мидж Эйба Уайссмана (его, напомним, играет Тони Шалуб)? Вполне достойный получился бы ответ Бобу Оденкирку, пустившемуся со своим героем Солом Гудманом в сольное плавание после завершения саги «Во все тяжкие«.
Впрочем, возможно, буйную фантазию стоит обуздать и не учить ученых: в конце концов, «Миссис Мейзел» — законченное художественное произведение, «пилить» его на сиквелы, приквелы и спин-оффы — форменное варварство. После пяти сезонов сериал закончился на максимально высокой ноте — продолжая петь , можно просто сорвать голос. Сцена в студии вечернего шоу, когда Мидж получает (точнее, ворует) свой первый телеэфир, настолько хороша, что какие-то дополнительные пояснения кажутся излишними. «Простите, ребята, я долго притворялась одним из авторов шоу, но на самом деле я — комик!» — говорит миссис Мейзел, словно копируя героя Дастина Хоффмана, 40 лет назад проделавшего нечто похожее в «Тутси«. Не зря все-таки кое-кому мерещился здесь переодетый мужик…
Главное фото: кадр из сериала