Герои «Бригады» и «Бумера» объединились в ресторанном деле под тухлым соусом
Наш корреспондент — о новой криминальной комедии «Ресторан по понятиям»
В онлайн-кинотеатре Premier вовсю шурует очередная мракота от Сарика Андреасяна. На сей раз это криминальная комедия «Ресторан по понятиям», где, впрочем, Сарик выступает исключительно как худрук, а само же действо сварганено режиссером Давидом Дадунашвили.
Десять двадцатиминутных серий, где пять минут съедено титрами, рассчитано на тех, чья юность пришлась на двухтысячные, и кто до сих пор ностальгирует по «Бригаде» и «Бумеру».
Перед нами знакомые все лица. Владимир Вдовиченков с Дмитрием Дюжевым, Владимир Сычев с Иваном Кокориным, в первой микросерии засветился Максим Коновалов, который исполнял роль Лехи Киллы из «Бумера».
В компании нет разве что Сергея Безрукова (надеюсь, дело в том, что он прочитал сценарий и сказал «фу»). Но, в принципе, в подборе актеров заключена основная смехоточка данного кино.
Пару лет назад я смотрел южнокорейский фильм «Экстремальная работа». В нем полицейские-неудачники, задумывая разоблачить преступную группировку, открыли кафе напротив логова мафиози и торговали курочкой. Бюджет фильма был копеечным, шутки туповатые, но фильм порвал кинорынок и стал безумно популярным. Голливуд, заметив успех, задумал снять свою версию, однако Сарик американцев опередил. В «Ресторане по понятиям» идея примерно та же, только общепит под прикрытием открывают не полицейские, а бывшие уголовники.
Главный герой Шустрый (Владимир Вдовиченков) отбыл срок, задумывает начать новую жизнь, но, само собой, идея пошла прахом. Бывшего уголовника даже грузчиком брать не хотят. На помощь приходит кореш Кощей (Владимир Сычев) с предложением, от которого невозможно отказаться. За чашечкой офигительного чифиря Кощей предлагает план. Всего-то и нужно, что сделать подкоп под банк, соседствующий стенка в стенку с кабаком. Работать необходимо под прикрытием, поэтому важно, чтобы кабак функционировал. Заложив квартиру, Шустрый открывает «Ресторан по понятиям» с модным оформлением в стиле «тюремный лофт». Ведра из-под параши в качестве абажуров, лавки вместо столов, тюремные решетки для антуража. По городу быстро разносится слух, что в ресторане очень атмосферненько. Хамское отношение к клиентам, тюремная романтика, живая музыка от бандита Кувалды (Дмитрий Дюжев):
— Не дождалась, не дождалась, ну ты и мразь, ну ты и мразь.
Питание, кстати, на высоте, ведь за приготовление блюд отвечает мастер по приготовлению чифиря.
Если говорить о том, что еще смешного есть в фильме, то это, пожалуй, меню, оформленное в папках «Дело №»:
«макароны по-скотски» (потому что из говядины);
«Порядочные гребешки» (потому что морские, а не петушиные);
салат «селедка за решеткой»;
фирменный салат с глухонемыми морскими тварями «Матросская тишина»;
котлета по-Зеленски (то же, что и по-киевски, но фаршированная плохой политикой и зеленью);
картошка Фри, что означает «на свободе»;
алкогольный сет представлен чифирем и коктейлем с нежным молочным сиропом «Смерть лесбиянки».
Даже несмотря на явное заимствование, задумка многообещающая. С одной стороны, как карнавальная пародия на «Кухню». С другой — ностальгическая радость для любителей «Бригады»- «Бумера» — «Жмурок». С третьей — на наших реалиях это действительно могло бы быть смешным. Так что возможность сделать сериал таким, чтобы зритель удивился «как бабка в платной поликлинике», была. Но увы.
Не знаю, для кого делали такие короткие серии (в угоду ютубу, что ли), но режиссеру не хватает времени, чтобы показать хоть что-то. Магистральный сюжет с подкопом куда-то исчезает, словно про него вообще забыли. На первый план вышли дурацкие поучительные сценки, не делающие чести даже детсадовскому утреннику. Типа мама мальчика, мечтающего стать уголовником, организует сыну день рождения в «Ресторане по понятиям». Уголовники запирают мальчишку в карцер и кормят баландой. В итоге тот пересматривает свое решение и теперь хочет стать полицейским.
Если в первых двух сериях еще можно было насчитать пару-тройку смешных острот, то чем дальше в лес, тем более плоским и туалетным становится юмор. Причем на несмешной шутке порой строится вся серия.
«Этот замечательный стейк отбивал я вот этой заточкой которой убили знаменитого вора в законе Гурика Курносова, — сообщает шеф-повар изумленным гостям. — А знаете как ее на зону протащили? Вам лучше не знать».
Режиссеры пытаются выйти на социальную сатиру, но опять бьют мимо. Шустрому звонит якобы сотрудник Сбербанка. Герой по голосу узнает тюремного кореша и восхищается его умениями. «Растешь, брат».
«А то, — отвечает кореш. — С нами Миша Ефремов сидит. Мастер-классы проводит».
Мало того что фу, так еще и фу с неприятным душком. Становится неловко за актерское братство. То они с пеной у рта защищают Ефремова, то готовы тут же обложить коллегу.
Не спасает и звездно-ностальгический состав. Никакого актерского ансамбля не образуется, словно бы героев вырезали из разных жанровых конструкций: кого из мультфильма, кого-то из КВН, кого-то из «Бригады». Вдовиченков, например, играет, как обычно, вялотекуще и без красок. А Дмитрий Дюжев изображает дебильного гротескного персонажа вроде пародии на Леонида Ильича Брежнева. Сходство усиливают дурацкие ситуации из замшелых анекдотов вроде «сисек-масисек» вместо слова «систематически».
Ну что тут можно сказать. Смотреть такое можно только после большого количества чифиря. Кушайте, не обляпайтесь, как говорят у нас в Саратове — бонапетти, в натуре.