На Netflix вышла основанная на реальных событиях история удивительной авантюры
Ноябрь 2017 года. Журналистка Вивиан Кент, не горящая желанием писать порученную ей редактором статью, находит более занимательную для освещения тему. Интерес у Вивиан вызывает история Анны Делви (она же Сорокина), 26-летней загадочной эмигрантки русского происхождения. Анна, очаровавшая весь высший свет Нью-Йорка, несколько лет выдавала себя за богатую наследницу из Германии, делая это столь убедительно, что многочисленные знакомые — в числе которых были галеристы, предприниматели и застройщики, — охотно одалживали девушке крупные суммы денег и оплачивали её роскошную жизнь. К моменту, когда обман наконец вскрылся, а авантюристка предстала перед судом, Делви успела присвоить в общей сложности более двухсот тысяч долларов. И вот теперь журналистка намерена разобраться — как же Анне удалось всё это провернуть?
«Изобретая Анну» — часть многомиллионной сделки сервиса Netflix с Шондой Раймс, и заранее может показаться, что это своего рода «союз, заключенный на небесах»: создательница таких популярных сериалов, как «Анатомия страсти», «Скандал» и «Бриджертоны», и сюжет, звучащий как синопсис увлекательного романа, но на деле основанный на статье сотрудницы New York Magazine Джессики Пресслер (ставшей прототипом Виван). Сценаристы обеспечивают себе дополнительную свободу маневра, вывешивая в начале титр «Вся эта история — чистая правда, если не считать полностью вымышленных ее частей», однако нью-йоркская одиссея Анны даже не требует особых усилий, чтобы привлечь внимание аудитории.
Казус имени Делви интересен в первую очередь как иллюстрация выражения «я сам обманываться рад»: окружение Анны само охотно дорисовывало в уме несметные богатства новой подруги, принимая отфотошопленные снимки в соцсетях за доказательство правдивости её рассказов. Кого-то подкупало умение разбираться в моде и сортах вина, кого-то пленяли познания в искусстве, а самой девушке требовалась лишь безграничная уверенность в себе — даже пришедшую брать интервью Вивиан Анна с ходу начинает учить азам профессии и подсказывает, как можно извлечь из сложившейся ситуации максимальную выгоду (в какие-то моменты поневоле вспоминаются диалоги Ганнибала Лектера и Клариссы Старлинг из «Молчания ягнят»). И здесь остаётся лишь любоваться тем, как здорово отыгрывает все эти нюансы Джулия Гарнер (прежде звезда сериалов «Американцы» и «Озарк»), вооруженная фирменной кривой ухмылкой и завораживающей смесью немецкого и русского акцентов.
Иное дело, что чем дальше смотришь сериал, тем больше уверяешься в том, что здесь не так уж много собственно содержимого — и даже попытки сценаристов подвести под эту историю психологическую основу в виде «загадочной русской души» ситуацию не особо спасают. В одну из первых же встреч с журналисткой Делви замечает: «Вы думаете, что я эволюционировала, как героиня кинофильма, но я всегда была собой», и все дальнейшие попытки выявить какие-то скрытые мотивы, благодаря которым история раскрылась бы с неожиданной стороны, безуспешно бьются об эту железобетонную уверенность.
Примерно то же можно сказать и про остальных участников истории — по большей части самовлюбленных, помешанных на успехе и деньгах не очень приятных людей, на фоне которых Анна выглядит чуть ли не благородной разбойницей. Стоит ли тратить девять часов, наблюдая за тем, как легко строятся и разрушаются чужие иллюзии, — вопрос спорный.