Ну и «Дрянь» же ты, «Ира»! Новое русское драмеди, очень похожее на старое британское
30-летняя москвичка живет как на автопилоте, и претензий к миру у нее все больше. И что с ней не так?!
Ире 30 (Ингрид Олеринская), и она работает консультантом в МФЦ. Все, конечно, у нее наперекосяк: посетители достали, после ночных загулов голова — чугун, не то что раньше. Мужик рядом есть, но уж больно завалящий, хипстер-сценарист (Григорий Калинин). Ира его терпит, только чтоб не быть одной. Она слишком много пьет, регулярно ложится в постель незнамо с кем, не очень ладит с родителями — особенно с матерью, которая ударилась в религию и ее с собой тянет (Светлана Камынина). Ире тоскливо, но это ощущение она прячет поглубже, маскируя цинизмом. А часики-то тикают.
В среде кино- и сериаломанов силен стереотип, согласно которому все истории про запутавшихся по жизни женщин 30+ восходят к «Дневнику Бриджит Джонс». На случай, если этот текст попадется на глаза зумерам, поясню, что речь идет о первоклассном ромкоме (или, если хотите, драмеди) аж 2001 года с чудесной Рене Зеллвегер — той поры, когда она еще не сделала пластику и не утратила часть своего обаяния.
Разумеется, это фактически неверно — человечество заметило характерные проблемы женщин указанного возраста куда раньше. К примеру, свою «Тридцатилетнюю женщину» Бальзак закончил в 1842 году. И тогда, представьте себе, души смятенье героини испытывали аналогичное.
Но сценарист Алим Бесчоков, чья режиссерская карьера началась как раз с сериала «Ира», поступил проще. Бальзака он не исследовал. Ему 32, так что приключения Бриджит Джонс тоже вряд ли изучал покадрово.
В другом свежем сериале «Трепачи» один второстепенный персонаж — стендап-комик, ворует шутки из старых выступлений легендарного Луи Си Кея. А наш Алим с карандашиком в руке пересмотрел нашумевший британский сериал «Fleabag» («Дрянь», 2016-2019).
Сюжеты «Иры» и «Дряни» похожи, что называется, до степени смешения. У Алима парень героини — нервный сценарист, в «Дряни» — нервный музыкант. Первый чуть что — в слезы и собирать вещи, но потом все же возвращается; второй аналогично. Ну и т. д.
Может, официальный ремейк? Ну, не может же Алим Бессове… простите, Бесчоков, вот прям вот так вот. Нет, не ремейк. Но и замолчать очевидное многоуважаемый онлайн-кинотеатр Okko тоже не мог. Поэтому в аннотации к «Ире» написано следующее: «Дерзкое драмеди о не самой приятной, но язвительной и остроумной современной москвичке — наш ответ «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж» (это имя автора сценария, шоураннера и исполнительницы главной роли в «Fleabag»).
Явно осознавая, что ссылка на источник вдохновения выглядит не слишком убедительно, копирайтер Okko в список преимуществ «Иры» включает «…оригинальное использование любопытного художественного приема — Ира ломает четвертую стену и доверительно общается со зрителем, отчего аудитория еще больше проникается главной героиней и становится непосредственным очевидцем основных событий сериала».
Действительно, героиня Олеринской постоянно общается со зрителем — прямо посреди сцены. Прием и впрямь эффектный — он и в «Дряни» использовался, и вообще давно известен. Примерно с 1920-х годов, когда стал применяться в театре. А сейчас это так и вовсе привычный, знакомый, любимый зрителем прием «Ломка четвертой стены» с собственной страничкой в «Википедии».
Так что с оригинальностью использования приема тоже как-то не очень.
Вообще «Ира» — сериал довольно милый, с хорошим кастом, его приятно смотреть. Очередной мини-шедевр выдает изумительный Андрей Федорцов (отец Иры) — чем старше этот актер, тем он как будто талантливее (а может, роли, наконец, стали давать подходящие). Хорош Иван Купреенко в образе женатика-рохли, готового при случае присунуть сослуживице. Очень классная Светлана Камынина; смешной гинеколог в исполнении Максима Стоянова. Ну и коренная в этой упряжке — Ингрид Олеринская, вполне справляется. Так что Алим Бесчоков — не пропащий режиссер, чисто по фактам.
Похоже и похоже, подумаешь. Нот тоже всего семь.
Но есть между «Ирой» и «Дрянью» одно кардинальное различие. Алим Бесчоков, адаптируя заморские реалии к московским, не стал заимствовать главное, стержневое. То, что вынесло «Дрянь» в мировые хиты. Британская история — о жестоком экзистенциальном кризисе героини — очень узнаваемом, о руинах в ее душе. И Фиби Уоллер-Бридж отыгрывает это феноменально — без слов, без надрыва, на «ха-ха», но ты все равно слышишь ее внутренний крик.
Наша Ира бодро скачет — и ощущение, что, когда она идет бухать в бар, она это делает это, потому что хочет бухать в баре. Ира живет как хочет, а страдает на минималках. За ее дерзостью и язвительностью как будто нет ничего. Если кто-то и заслуживает называться Дрянью, так это она. Так вот ты какое, импортозамещение.
«Ира», Драмеди, 10 серий.
Сценарист и режиссер: Алим Бесчоков.
В ролях: Ингрид Олеринская, Светлана Камынина, Максим Стоянов, Иван Купреенко, Григорий Калинин, Андрей Федорцов, Михаил Тройник, Александр Усердин, Юлия Волкова, Ксения Щербакова и др.
Где смотреть: Okko.
Главное фото: кадр из сериала «Ира»