В Москве эпидемия смертельного вируса, от которого нет спасения. Зараженные выхаркивают легкие, их глаза заливает кровь — они слепнут и в конце концов погибают. Как всякий уважающий себя вирус, этот распространяется стремительным воздушно-капельным путем. Власти ввели чрезвычайное положение: город закрыт, военизированные спецотряды поливают пострадавших каким-то белым раствором — якобы обеззараживающим, но, скорее всего, просто отравляющим. Группе людей, которые в силу обстоятельств оказывается вместе, удалось вырваться из оцепления и они бегут в спасительные снега Карелии, до которой вирус пока не добрался.
«Эпидемия» стартует с места в карьер, затягивая зрителя в воронку своей вселенной в первые же секунды, что с отечественными сериалами случается, прямо скажем, нечасто. Помимо яркой апокалиптической составляющей, сразу же отчетливо прослеживается тема конфликта маленького человека и власти, что в реальной действительности актуально как никогда. Третьим мощным китом в фундаменте сериала стали запутанные, но занимательные отношения главных героев: тут тебе и бывшая и текущая жены, и незакрытые гештальты родителей и детей, и трения разных социальных страт, и тени прошлого. И даже один высокофункциональный аутист есть: модно, актуально, злободневно, в меру печально. Уложенная в тележку снежного роуд-муви, приправленная блестящим актерским составом, эта история была обречена на успех. «Эпидемию» активно смотрели и жарко обсуждали, что в очередной раз позволило говорить о блестящих перспективах платных видеосервисов в России.
Сериал даже оказался в центре скандала, когда после пятой серии показ прекратился, а продюсеры принялись неубедительно мямлить про перенос оставшихся серий на февраль. Пятая серия при этом исчезла с сервиса. Неофициально заговорили «о давлении сверху»: в удаленной серии деревенские ополченцы дают вооруженный отпор военным, похожим на омоновцев, которые расстреливали и зараженных, и здоровых — все это живо напоминало действия немецких карателей в советской деревне, мол, такой сюжетный поворот мог возмутить тех, кто может себе позволить воспользоваться телефонным правом. Но вскоре сериал вернули на место, а в шестой серии зрителю дали понять, что карательные отряды, которые орудуют в зонах заражения, к государству не имеют отношения: это «представители незаконных вооруженных формирований».
По всей видимости, команда проекта осталась чрезвычайно довольна результатом. «Я работал над этой историей около четырех лет. За эти годы бывало всякое, но мы все это время верили, что делаем что-то большое. Все понимали, что это очень важный и личный проект для каждого из нас. Я очень благодарен судьбе за то, что сейчас этот сериал есть и его каждый может увидеть», — написал в фейсбуке сценарист «Эпидемии» Роман Кантор («Мертвое озеро», «Хороший мальчик»), после чего стало понятно, что радоваться успехам отечественной сериальной индустрии, пожалуй, рановато.
Операторски безупречный, невозможно красивый, содержащий массу цепляющих сюжетных крючков, состоящий из множества великолепных по отдельности, отлично сыгранных сцен проект тем не менее в итоге представляет собой несуразное варево. Если проводить аналогию с книгами, обещанный большой роман на выходе оказался дешевкой, бульварным бестселлером.
Все восемь серий — это галерея мало связанных между собой мизансцен, цинично украшенная самыми пошлыми приемами, чтобы удержать внимание зрителя. Вооруженный мародер насилует беременную; зараженную маленькую девочку куда-то увозят — явно навсегда — на глазах отца, и это только в самых первых сериях. Словом, «а сейчас мы утопим котенка». Этих котят в «Эпидемии» бесконечно топят до самого конца. Толком ничего не происходит — мы даже не узнаем, например, а что это, собственно, за вирус. Зато с каждым героем методично случается что-то плохое, особенно не везет маленькому мальчику, а что, его же жальчее других. И ладно бы на пользу действию — так нет, эта методичность монотонна и заметна: только все наладилось — и нате вам; никакого движения вверх ну или вниз, только ходьба на месте: хорошо — плохо, хорошо — плохо. В какой-то момент героям перестаешь сочувствовать: да сгорите вы там все в одном амбаре, вы все равно ненастоящие, роботы какие-то.
Ни сценариста, ни режиссера нисколько не заботили правдоподобие и логика. У героини Анны Михалковой те самые то ли омоновцы, то ли «представители незаконных вооруженных формирований» убивают мужа — хоть пьющего, да родного (кстати, похоже, что его сыграл Александр Баширов — если так, его стоит поздравить, одна из самых коротких его ролей — помычал, похрапел, убит). Через несколько минут она уже целует другого мужика, нежно ему улыбаясь и пребывая в абсолютной гармонии.
Но самая клюква случается в конце. У беглецов, обосновавшихся посреди карельских дремучих лесов, только все наладилось, но тут на них стремительно нападает китайский (японский?) спецназ в маскхалатах — все горит, звучит нерусская речь, после чего сериал просто заканчивается. Заход на второй сезон, стало быть — клиффхэнгер, мать его.
Возможно, в «Эпидемии» подразумевались полутона, тонкие смыслы, глубокое развитие характеров — герой Робака красиво превращался из быдлана в человека согласно канонам русской литературы, например, но все это в конце концов оказалось погребено под железобетоном адского наркотреша. И ладно, такой жанр тоже есть и он очень даже хорош под настроение. Просто ощущение, что тебя обманули: обещали же, блин, драму-драму. Проект, претендовавший на титул важнейшего сериала 2019 года, по факту стал главнейшим его разочарованием.
«Эпидемия», 8 серий, платформа Premier, 2019. По роману Яны Вагнер «Вонгозеро».
Режиссер: Павел Костомаров.
Автор сценария: Роман Кантор.
В ролях: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Мария Спивак, Александр Робак, Наталья Земцова, Юрий Кузнецов, Виктория Агалакова, Эльдар Калимулин, Савелий Кудряшов, Александр Яценко, Анна Михалкова, Игорь Савочкин.