А я — еврей, шагаю по Москве: майсы про шлимазла* в комедии «Бедные Абрамовичи»
Гера Сандлер, Анна Банщикова, Нина Дворжецкая и Павел Майков в первом русском сериале про иудеев столицы.
Москва, центр, наши дни. Боре Абрамовичу 45, и все у него стабильно плохо. Боря всем должен, его продуктовая лавчонка в убытках. А ведь у него большое семейство: жена Алла, взрослый сын-студент — недосветило математики, дочь — беременная от гастарбайтера, мама и престарелая бабушка. Абрамовичи евреи, но не то что бы настоящие — в синагогу не ходят, свинину едят (а Боря ею еще и торгует). Боря устал прятаться от кредиторов, он симулирует свою смерть, чтобы от него отстали.
И тут в него ударила молния. Боря выжил, но стал ему чудиться его предок Хаим — в 1916 году тот украл свиток Торы и пропил. После этого Всевышний покарал Хаима и проклял всех его потомков — вот почему жизнь Бори полна страданий. Но если Боря станет истовым иудеем, все у него наладится, а душа Хаима, наконец, обретет покой… Боря сопротивляется, но деваться ему некуда — и вот он уже впервые в жизни идет в синагогу (даром что живет рядом), а вскоре проходит через процедуру обрезания.
В смысле мировой индустрии авторы «Бедных Абрамовичей» пошли по проторенному пути — сериалов про жизнь иудейских общин предостаточно, к примеру, многие обожают «Штисель» (2013) о хасидах. Но для отечественного сериалостроения это что-то новенькое.
«Бедные Абрамовичи» явно задумывались с претензией на то, чтобы стать явлением, и сочинялись с пониманием предмета. Режиссер Илья Фарфель вырос в Израиле и, стало быть, имеет полное представление о еврейской ментальности. Исполнитель главной роли Гера Сандлер — известный израильский актер, но родившийся в СССР, и особое, русское еврейство впитал, что называется, с молоком матери.
Увы, явлением сериал «Бедные Абрамовичи» станет вряд ли. Сандлер чрезвычайно хорош, но в его герое считывается разве что мужской кризис среднего возраста, неизбежно завязанный, как пел Доктор Албан, на going back to my root («возвращаясь к моим корням», — Ред.). «Чистого еврейства» в этом немного. Персонаж, а за ним и его семья, погружаются в веру предков не быстрее зрителя. В результате сериал напоминает культурно-познавательную программу о религиях мира — а вот так они пляшут на бар-мицве, кипу носят так, иные тфилины в Москве стоят аж 10 тыщ. Завершают просветительскую миссию финальные титры, где представлен словарик основных слов и выражений из обихода русского еврея.
В сериале много симпатичного, обаятельного: Семен Стругачев в образе Хаима (вылитый Моховая Борода из сказки Эно Рауда), старательно повествующего о трогательных, часто нелепых на современный взгляд традициях древней религии; с доброй иронией визуализированные иудейские притчи; узнаваемые словечки на идише, которые вворачивает бабка героя (Ирина Чипиженко); его мать-гинеколог с томиком Бродского, но жизнь прожившая с ощущением своей недорусскости — которую ей, конечно, припоминали (Нина Дворжецкая).
Все это почти складывается в образ гонимого и несгибаемого народа, применявшего в повседневной жизни оптику метамодернизма за многие века до того, как о нем узнали все остальные. Ради этого, наверное, сериал и придумывали. Но, даже не до конца сложившись, образ этот рассыпается: не выдерживает удара о жесткие ребра бестолкового сценария.
«Бедные Абрамовичи» не слишком далеко ушли от любого из тысяч шаблонных комедийных сериалов про ценности семьи, от каких-нибудь «Ивановых-Ивановых».
Каково это — быть евреем в России сегодня? Что чувствует человек, которого уже не выселяют за 101-й километр, но которому нет-нет да озвучат его национальность? Наверное, рассказывать об этом стоило бы языком драмеди, а не комедии. Рассказывать, в том числе нажимая на болевые точки, а не держаться в периметре безопасного городского фольклора.
Ну и толика правдоподобия не помешала бы. Из четырех московских синагог создатели сериала выбрали хоральную, в Большом Спасоглинищевском переулке в Китай-городе — в самом центре столицы. Именно ее фасад мелькает в кадре. Абрамовичи живут в сталинке по соседству. В очень просторной квартире. Позвольте, но отчего же тогда у Бори финансовые проблемы? Ведь можно переехать из центра-центра, скажем, в Марьину рощу — где тоже есть синагога. И купить там хоть две квартиры не меньшей площади.
Ребят, у вас даже завязка вялая, так нельзя.
*Майса — байка, поучительная история; шлимазл — неудачник; гой — нееврей (слова на идиш и иврите).
«Бедные Абрамовичи»
Комедия, 14 серий.
Режиссер: Илья Фарфель.
Сценарий: Константин Иванов, Василий Земзюлин, Анна Розина, Виталий Шляппо, Руслан Сорокин, Артем Виткин, Сергей Левитан, Андрей Дэвидсон, Александр Сломнюк, Татьяна Эрдемир .
В ролях: Гера Сандлер, Анна Банщикова, Семен Стругачев, Денис Котов, Нина Дворжецкая, Баястан Колдошалы, Павел Майков, Кирилл Ковбас, Грант Тохатян, Катерина Кучма, Дмитрий Лысенков и др.
Где смотреть: Онлайн-кинотеатр Start.
Главное фото: кадр из сериала «Бедные Абрамовичи»