И всё завертелось: Экранизация фэнтези-цикла «Колесо времени» о борьбе света и тьмы, магии и поисках предназначения
Amazon выпустил первый сезон масштабного сериала по книгам Роберта Джордана
Столетия назад могущественный маг по прозвищу Дракон, пытаясь завершить кровопролитную войну и предотвратить приход в мир смертных властелина Хаоса, называемого Тёмным, едва не погубил этот самый мир своими чарами. С тех пор пользоваться магией могут только представительницы ордена, называемые Айз Седай, а старания мужчин вновь обратить магию себе на службу не заканчиваются ничем хорошим, поэтому все такие инициативы отслеживаются и жёстко пресекаются. Однажды Айз Седай узнают, что Дракон возродился, а его новое воплощение может либо спасти мир от всё ещё обитающих в нём прислужников Тёмного, либо окончательно его уничтожить.
Все новые попытки каналов и стриминг-сервисов заполучить собственную магическую историю, которая сможет приковать зрителей к экранам и привести новых подписчиков, последние несколько лет автоматически, ещё задолго до выхода на, обзаводятся меткой «новая Игра престолов». Не избегло этой участи и основанное на книгах Роберта Джордана «Колесо Времени», на которое сервис Amazon Prime делает большую ставку — сериал уже продлён до третьего сезона включительно, а его создатели, возглавляемые шоураннером Рейфом Джадкинсом («Агенты Щ.И.Т.»), держат в уме план на восемь сезонов.
Однако сериалу и без сопоставлений с войной Старков, Ланнистеров и Таргариенов предстоит серьёзное испытание, чтобы доказать «право на жизнь» и завоевать признание. Литературный первоисточник — сага, с масштабом которой может состязаться мало какой из других фэнтези-циклов. «Колесо Времени» — это пятнадцать солидных томов, живописующих грандиозную картину мира с сотнями народов и рас, количество персонажей, задействованных в истории, приближается к трём тысячам, а общий объём слов в повествовании, согласно подсчётам энтузиастов, примерно в девять раз больше, чем у «Войны и мира».
На фоне колоссального успеха книг неудивительно, что разные студии начали проявлять интерес к их адаптации уже через несколько лет после публикации первого из романов (случившейся в в январе 1990 года). И столь же объяснимо, что путь оказался тернист и долог, а первые намерения — в том числе перенос на экран лишь отдельных частей саги — ни к чему не привели. До финала приключения не дожил даже сам автор: Джордан скончался в 2007-м году во время работы над двенадцатым томом, и дописывать историю по просьбе вдовы Роберта был приглашён писатель Брендон Сандерсон. Он же был привлечён к работе над сериалом в качестве консультанта.
Впрочем, экранизация — по крайней мере поначалу, — заставляет вспомнить не столько «Игру престолов», сколько «Властелина колец». Неудивительно в свете того, что Джордану сперва пеняли на слишком активное воспроизведение «рецептов» вселенной Толкиена, к тому времени уже прочно утвердившейся в каноническом статусе. Позже автор, активно оперировавший штампами жанра, смог найти свой путь, но сходство отправных точек налицо. В мирный сельский край, заставляющий вспомнить Шир и его хоббитов, в сопровождении опытного воина прибывает уже изрядно утомлённая годами поисков волшебница Морейн — яркая роль британской актрисы Розамунд Пайк («Исчезнувшая»), — берущая под свою опеку четверых полуросликов.. То есть, четверых молодых людей (три парня и девушка), один из которых, предположительно, и является тем самым Возрождённым Драконом. А по пятам за этой компанией следует армия звероподобных чудовищ троллоков, ведомых местным аналогом назгула, с целью захватить новоявленного мессию и использовать его (или её) для освобождения Тёмного.
Не избавлено «Колесо времени» и от проблем чисто экранного свойства: в заявленный бюджет в полтора десятка миллионов долларов на серию (для сравнения: весь первый сезон той же «Игры престолов» обошёлся в шестьдесят миллионов) временами верится с изрядным трудом. Особенно это заметно по битвам с применением магии и троллокам, больше напоминающих монстров из эфирных сериалов 1990-х. К тому же тем, кто прежде вовсе не был знакомым с этой вселенной, нужно быть готовым к восприятию довольно большого количества информации, часто подаваемой впроброс. Видно, что сценаристы стараются дать не заскучать аудитории и с ходу вовлекают её в гущу событий, поскольку сериал не может позволить себе столь же неторопливо и обстоятельно исследовать мир, как это делал оригинал.
И хотя судить столь масштабное полотно лишь по трём первым его фрагментам было бы преждевременно, предварительно можно сделать следующий вывод. Тех зрителей, кому хочется пережить большое приключение в жанре «мечи и магия», это добротное, хоть и выглядящее несколько старомодным фэнтези может увлечь за собой, если дать ему шанс. Если же душа просит чего-то поострее и не столь стеснённого рейтинговыми ограничениями, имеет смысл подождать 2022 года, когда HBO с помощью приквела «Дом дракона» попробует вернуть инициативу в свои руки и заманить аудиторию в Вестерос ещё раз.