Над Сибирью тучи ходят хмуро, край суровый алчностью объят: эпопея «Угрюм-река» на Первом канале
Масштабная экранизация романа о превращении смелого мечтателя в безжалостного монстра
К премьере Первый канал выпустил в издательстве «Эксмо» роман «Угрюм-река» с иллюстрациями из сериала. Двухтомник, 1210 страниц — объем по нынешним временам немыслимый. Но читать Вячеслава Шишкова легко: он не тратил время на размышления героев, предпочитая описывать действие; текст «Угрюм-реки» — готовый сценарий с короткими, рублеными, динамичными фразами. Никаких абзацев из одного предложения.
Роман, впервые изданный в 1928 году (Шишкову было уже 55), стал событием, даром что в то время в востребованном жанре соцреализма творили сотни литераторов. Впоследствии писатель так и не был удостоен официальным советским литературоведением титула «великий», но текст «Угрюм-реки» не забыт, в отличие от сотен конъюнктурных сочинений того времени.
Разумеется, партийных покровителей советской литературы в «Угрюм-реке» привлекало революционное звучание. Главный герой — смекалистый, предприимчивый, полный самых светлых надежд Прохор проигрывает собственной алчности, нещадно эксплуатируя рабочий класс, ради наживы не останавливаясь даже перед убийствами, в результате чего оказывается на обочине истории (сходит с ума и сбрасывается с башни).
Необходимость революции для системного очищения царской России от таких Прохоров подчеркивается в тексте выпукло и явно, но за этой неизбежной на момент выхода романа оболочкой кроется подлинный, почти библейский сюжет о нравственном распаде личности, что отличает Вячеслава Шишкова из когорты заурядных соцреалистов.
Но как этот густой идеологический багаж интерпретируют современные продюсеры, которым прежде всего важно снять кино, которое будут смотреть? Оказалось, все очень просто. Как рассказал режиссер Юрий Мороз, тема классовой борьбы приглушена, зато «мы акцентируем мелодраматическую и мистическую линии. Это не прямая экранизация: мы придумали и дописали некоторые сюжетные линии, а также в корне изменили мотивацию Прохора Громова, сделав ее более понятной современному зрителю».
Ударный мелодраматизм ждет зрителя в первой же серии: молодого Прохора (Александр Горбатов) отец (Александр Балуев) отправляет исследовать Сибирь не только торговых дел ради, а еще и чтоб подальше от офицерской вдовы Анфисы (Юлия Пересильд) — на тот момент отец и сын уже оба претендуют на нее (в романе это происходит позже).
Сравнивать 16-серийный сериал с его панорамами сибирских просторов и скромную, черно-белую, к тому же лишь частичную экранизацию 1968 года из 4 серий сложно: современные технологии и драматургия сходу задают героико-эпическую атмосферу, а дикая природа предстает во всей своей мощи, то и дело становясь самостоятельным действующим лицом.
От идеи до воплощения новой «Угрюм-реки» прошло семь лет. Съемки шли на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье, часто в тяжелейших условиях. Группе пришлось проявить чудеса логистики: в сериале Прохор передвигается между имением, башней, заводом, лесопилками и бараками на автомобиле, тогда как сцены в имении снимали в Подмосковье, бараки и дамбу — в Минске, а завод и лесопилку — на Урале. Однажды выдалась бесснежная зима — в итоге использовали искусственный снег и еще дорисовывали с помощью компьютерной графики. «Мы пытались снять все честно, не на крупных планах, а на фактуре. Это была невероятная по масштабу работа», — говорит продюсер Денис Евстигнеев.
Сюжет
Угрюм-река — вымышленная водная артерия Сибири. Действие романа разворачивается в конце XIX — начале XX века вокруг семьи Громовых. Умирая, старик Данила Громов признается сыну Петру, что занимался разбоем на лесных дорогах и самолично лишил жизни множество людей. Он кается и просит потратить награбленное на строительство храма и другие благие дела. Однако вместо этого Петр выгодно вкладывает капитал в предпринимательство. Сын Петра Прохор вырастает умным, волевым человеком. Исследовав Сибирь, Прохор строит заводы, становится крупным промышленником, владельцем золотых приисков. Так жаждущий открытий пытливый юноша превращается в безжалостного монстра. Жена Нина пытается облегчить участь рабочих, эксплуатируемых мужем, но ее точечная благотворительность бессмысленна (другое дело революция — намекает автор). Счастья большие деньги не приносят: несчастья преследуют его семью…
Сравниваем новый сериал и экранизацию 1968 года
2021
16 серий
Режиссер: Юрий Мороз.
Актеры:
Прохор Громов: Александр Горбатов;
Петр Громов: Александр Балуев;
Анфиса: Юлия Пересильд;
Илья Сохатых: Александр Яценко;
Отец Ипат: Борис Каморзин;
Синильга: Евгения Манджиева;
Ибрагим: Юрий Миронцев;
Мария Кирилловна: Наталья Суркова;
Нина Куприянова: Софья Эрнст
1968
4 серии
Режиссер: Ярополк Лапшин
Актеры:
Прохор Громов: Георгий Епифанцев;
Петр Громов: Виктор Чекмарев;
Анфиса: Людмила Чурсина;
Илья Сохатых: Александр Демьяненко;
Отец Ипат: Иван Рыжов;
Синильга: Нонна Тэн;
Ибрагим: Гиви Тохадзе;
Мария Кирилловна: Валентина Владимирова;
Нина Куприянова: Валентина Иванова
В ТЕМУ
О легендарной Угрюм-реке есть свой фильм и у «Комсомольской правды»
Множество водных артерий борются за честь называться прообразом реки из знаменитой книги Вячеслава Шишкова. Однако Витим, протекающий по Забайкалью, Бурятии и Иркутской области, вне конкуренции. Любой, кто хоть раз сплавлялся по его непредсказуемым водам и читал роман, подтвердит: вот она — та самая женская Угрюм-река с суровым мужским характером…
Осенью 2014 года экспедиция «КП» и Русского географического общества прошла по Витиму почти тысячу километров. Итогом стал фильм «Витим: путешествие по Угрюм-реке» (его вы можете посмотреть по ссылке ниже) и одноименная книга, электронную версию которой можно найти на shop.kp.ru.
«Угрюм-река». Драма по роману Вячеслав Шишкова.
Режиссер: Юрий Мороз.
Сценарий: Мария Сапрыкина.
Продюсеры: Денис Евстигнеев, Константин Эрнст.
В ролях: Александр Горбатов, Александр Балуев, Юлия Пересильд, Софья Эрнст, Наталья Суркова, Роман Мадянов, Александр Яценко, Юлия Хлынина и др.
Где смотреть: Первый канал, с 9 марта, также на kino.1tv.ru.