На Netflix вышел новый сериал о супергероях. В каком-то смысле это «Отцы и дети», правда персонажи не бродят по поместью, а летают над Америкой, бьют врагов и спасают мир. Разбираемся, удалось ли авторами примирить два разных мира и несколько поколений.
Комиксы нового поколения
Сериал основан комиксах Марка Миллара и Фрэнка Квитли. Миллар — один из самых успешных современных авторов в мире комиксов. Зрители могли видеть экранизации его работ, в их числе «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова и «Пипец» Мэтью Вонна. Несколько лет назад Netflix выкупил издательство Миллара, так что в ближайшие годы экранизации его работ будут выходить постоянно. «Наследие Юпитера» — первый, но очень важный шаг в создании новой вселенной. Комиксы начали выходить в 2013 году, и это, в некотором смысле, деконструкция жанра. Но обо всём по порядку.
Чем выделяется «Наследие Юпитера»?
Во-первых, временной отрезок, на котором происходят событие, захватывает почти столетие. Главные герои начинают свою карьеру супергероев ещё в XX веке, так что опыта у них достаточно. Меняются враги и проблемы, но неизменными остаются кодекс и цели персонажей. Битвы с силами зла разбавляются разговорами о новом поколении. Если старые, олдскульные герои бились за благие цели, то современные супергерои желают популярности и обожания, а вот лезть в драку им не хочется. Одни думают о трагедии Второй Мировой войны, другие озабочены количеством подписчиков в социальных сетях — разница между персонажами обозначена достаточно ясно.
Во-вторых, это деконструкция жанра. В этом смысле «Наследие Юпитера» легко соотносится с фильмом «Пипец», только вместо комедии в ход идут семейные проблемы. Это скорее «Будденброки» или «Отцы и дети», а не «Лига справедливости». Большой акцент на диалогах скрывает очень большую проблему истории, а именно никудышные суперспособности. Очевидно, что они и не должны играть большую роль, так что зритель может про них не думать. Герои делают примерно одни и те же вещи, лишь в редких случаях происходит что-то необычное (вроде проникновения в сознание врага). Супергеройские способности вынесены за рамки и существуют только как фон для семейных и социальных конфликтов.
Семейная драма — значит, сериал очень серьёзный?
Пожалуй, и здесь всё не совсем гладко. Как и свойственно комиксам, присутствует огромное количество штампов и банальностей. Иногда они неплохо обыгрываются, но чаще заставляют скучать. Родители-супергерои недовольны дочкой, которая обнажается на фотосессиях, и сыном, который всё не может вырасти в настоящего, самостоятельного борца со злом. Конфликты реализованы на достаточно среднем уровне. Зритель с лёгкостью сможет угадать развитие того или иного диалога. Впрочем, совсем ужасных диалогов нет. Средне, серо, но без ужаса.
Драки? Драки! Драки…
На фоне вышесказанного довольно странно говорить о боях. Учитывая банальность способностей и акцент на общении персонажей, немного нелепо выглядит количество экранного времени, отданного под драки. В первой же серии есть 7-минутная битва, в ходе которой почти десяток супергероев по очереди нападают на врага и бьют его кулаками. Враг отбрасывает одного за одним, ожидая нового нападения. В дальнейшем битвы случаются редко, но их однообразие утомляет. Эффекты выполнены на достаточно среднем уровне, но общее качество картинки радует. Флэшбеки выглядят действительно стильно, так что возникает очевидный вопрос: вероятно, усидеть на двух стульях не получится? Или супергероика с простыми конфликтами, или семейная история — совместить всё вместе в рамках сериала не получилось.
Экономика и социальные перемены
Общий исторический контекст, на фоне которого происходят события (как правило, флэшбеки), интригует. Есть и «чёрный вторник», после которого США впадает в Великую Депрессию, и войны XX века, и современный политический раскол внутри американского общества — краткие напоминания о контексте дают сериалу масштаб. На этом фоне становятся логичными правила, которым следуют герои. Например, им запрещено убивать противников — только обезвреживание и «высылка» в космос или заключение в тюрьме. Постоянные сожаления о человеческой природе, ищущей повод проявить жестокость, наталкиваются на правила супергероев о невмешательстве в политические конфликты. Несмотря на особые способности, персонажи всё равно не знают, что такое «правильно», поэтому и ограничивают свою сферу влияния.
Неплохо, но могли и лучше
Если искать аналог «Наследия Юпитера», то сразу же вспоминаются «Хранители». При этом комиксы Алана Мура или фильм Зака Снайдера кажутся более целостными произведениями. Попытка ухватиться за всё сразу губит идею. Впрочем, в рамках сериала и бесконечного экранного времени «Наследие Юпитера» может наверстать упущенное и превратиться в интересный и сложный мир. У него есть для этого все возможности.
В таком контексте первый сезон можно воспринимать как пролог к большой истории, но сериалу нужно что-то делать с графикой, драками и костюмами — в ином случае получится очередной супергеройский мир, замкнутый на самом себе. Если же сериал не утратит масштаб и перестроится в что-то более серьёзное, у него есть шанс получить массу поклонников даже в среде людей, ненавидящих комиксы.