Беспощадные спойлеры развязки для тех, кто не нашел в себе сил это досмотреть.
Первый канал завершил показ многострадального сериала «Метод-2». 16 серий растянули почти на пять месяцев (!!!): начав 8 ноября 2020-го, закончили 28 марта 2021-го.
Многие зрители так и не смогли досмотреть проект, который требует исключительной памяти: не каждый способен в деталях помнить, что происходило в предыдущих сериях, а уж тем более в начале первого сезона. Ощущение, что создатели «Метода-2» прекрасно это понимали и вовсю этим пользовались, вдохновенно обрезая сложившиеся сюжетные связи и тут же создавая новые, противоречащие изначальным.
Но особенно неожиданным оказался финал.
Судя по отзывам ни киноманских сайтах, большинство поклонников сериала были несколько обескуражены развязкой. И «обескуражены» тут — эвфемизм, заменяющий более емкое, но нецензурное словцо. Сериал, с пафосом презентованный в октябре аж 2015 года как психологический триллер, имевший в референсах самые актуальные на тот момент западные проекты в диапазоне от «Декстера» до «Настоящего детектива», завершился почти как романтическая комедия.
Итак, спойлеры!
Родион Меглин (Константин Хабенский) и Есеня (Паулина Андреева) вне закона. Они идут по следу таинственного убийцы «Ты меня не поймаешь» (ТМНП), но попадают в расставленную им ловушку. Маньяк выманивает их из убежища, а его сообщник Макс (Павел Чинарев) крадет дочь Есени Веру. Действие перемещается в заброшенный деревянный дом — родовое гнездо Меглина.
Убийцей «Ты меня не поймаешь» оказывается… психолог Игорь Самарин (Егор Корешков). Сам он никого не убивает — только чужими руками, а склонность к этому делу имеет из-за детской травмы: когда он был подростком, его выгнал из дома отец. Самарин — тот еще гипнотизер. Он внушает Меглину (обращаясь к к его «невидимому мальчику», который и есть маленький Родя), что в детстве он зарезал своего отца-садиста и заодно мать, что он прирожденный убийца, и что самое логичное теперь — убить Есеню. В свою очередь, Есене он внушает, что пора кончать Меглина. Пока эти двое увлеченно пытаются убить друг друга, Самарин с сообщником наблюдают за боем снаружи по видеотрансляции и делают ставки на победу.
Побеждает Меглин — он всаживает нож в Есеню. Звучит надрывная музыка, флешбеком мелькают кадры, как когда-то было наоборот: Есеня убивала Меглина. Макс победно выводит Родиона. Но тут за спиной Макса в легком блюре мрачной коброй восстает… правильно, Есеня. Она перерезает ножом шею Макса.
Как же выжила эта храбрая девушка? Может, у нее тоже есть смещенный орган? Нет, все проще: оказывается, прежде чем вонзить в нее нож, Меглин обломал лезвие об батарею. В саундтреке начинают бесноваться скрипки. Затем Меглин убивает Самарина и говорит ему: «ну что, поймал? Не поймаешь…». Реплика заставляет зрителя сомневаться: это он к убитому так обратился или все-таки Родион — ТМНП?! Тем временем Есеня, подхватив Веру, уходит в оперативно нарисовавшийся туман под духоподъемное крещендо.
Последние кадры: идет следствие, Есеню больше не прессуют. Меглин бежит из больницы, его ждет Есеня на старой «Волге». В салоне также ее дочь Вера и «невидимый мальчик» (Максим Карушев) — теперь его видит и Есеня, и даже маленькая девочка.
— Куда едем? — спрашивает Есеня.
— На море. Никогда не был, — отвечает Меглин, отсылая зрителя куда-то в сторону «Достучаться до небес».
Все улыбаются, машина набирает скорость, пробивает ограждение моста и… красиво уносится в закат (вероятно, режиссер Войтинский послал привет собственной картине «Черная молния»). Можно, конечно, предположить, что так воздушно режиссер проиллюстрировал смерть героев, но эмоциональное ощущение говорит об обратном. Интонация триллера резко сменилась ироническим хэппи-эндом буквально в шаге от эстетики фильмов Тарантино (ну, правда!). Что вы там смотрели? Психологический детектив? Нет.
От качественного сериала «Метод-2» отличают даже не бесконечные неряшливые мелочи (Меглин то конченый псих, то вдруг абсолютно нормальный; Самарин отрастил конскую гриву (весьма комичную) всего за один год; преступники заманивают телевизионщиков, обещая, что «это за сутки даст вам 100 тысяч просмотров», хотя в 2021-м это смешно и т. п.).
И даже не отвратительный надрыв Есени с невыносимым заламыванием рук, не паузы «на погрустить» (в сцене финального боя не на жизнь, а на смерть Меглин и Есеня после каждого удара обязательно любуются результатом и просто стоят — вероятно так режиссер нагнетал «высокий пафос»). А именно эта очевидная сценарная растерянность. Как будто уж и не знали, чем все закончить, кого назначить убийцей — с исключительно дурацким, надо сказать, прозвищем.
За захватывающую непредсказуемость сюжета создатели сериала выдавали хаотичный сумбур. В нормальном сериале, когда действие начинает разворачиваться совершенно неожиданно, это вызывает восторг: «так вот, оказывается, как тут все, а я-то думал!». А финал «Метода-2» пробивает на истерический смех.
Говорят, в одном из интервью Паулина Андреева рассказывала, что актерство ее уже не так привлекает, а вот сценарное мастерство — это да (на волне успеха блистательного сериала «Псих», который ее рук дело в смысле сценария). А уж не из-за «Метода-2» ли очарование профессии померкло в ее глазах, м-м-м?!
С другой стороны… Ну, сериал и сериал. Кто-то его все-таки посмотрел с удовольствием (верю, есть такие — пишите в комментариях). Считаю, что в третьем сезоне новым убийцей просто обязана стать малолетняя Вера. В свои юные годы она повидала немало, а в финале мать вообще на ее глазах прирезала мужика — куда ей теперь деваться.
«Метод-2».
Психологический триллер (с романтическим финалом). 16 серий.
Режиссер Александр Войтинский.
В ролях: Паулина Андреева, Константин Хабенский, Евгений Корешков, Кирилл Полухин и др.
Где смотреть: 1tv.ru, КиноПоиск HD.