Сериал «Ход королевы»: Американцы решили получить Ленинскую премию?
Новый мини-сериал от Netflix вернул романтику шахматам и смысл Советскому Союзу.
«Знаешь, почему русские всегда сильнее? Они помогают друг другу. А мы все сами за себя», — говорит герой Томаса Броди-Сангстера (вечно молодой Сэм из «Реальной любви»).
Снимать сериал про шахматы в США… Это странно. Это же наша сказка. Это мы были страной шахмат, шахматных клубов, шахматных журналов и шахматных чемпионов. Это у нас матчи Карпова и Каспарова были событием сопоставимы с Олимпийскими Играми и полетами в космос. Это мы! Мы!
Но мышцы нашей боевитой, но дико страдающей от кустарщины киноиндустрии нарастут еще не скоро. Нам не по зубам пока вся эта алхимия НВО и Netflix, когда любой камень на дороге вдруг превращается в кусок золота. А им по зубам.
1960-е. США. Шахматы. Бесперспективная на все сто тема вдруг стала шедевром. «Ход королевы» почти безупречен. История о становлении, о гениальности, о дружбе, одиночестве. О девушке с глазами Амели (Аня Тейлор-Джой), о ее невероятной силе и о ее понимании жизни.
И все это в мире шахмат, который когда-то был волшебным и таким же остается для адептов Игры до сих пор. И о времени, конечно.
Рассуждения о том, как бережно, трепетно и аккуратно американские киношники собирают свое прошлое, уже давно общее место. Машины, дома, музыка, одежда и даже форма пивных банок…
Как и совершенная клюква в изображении России. Стюардесса «Аэрофлота» в военизированной форме зашкаливающе-идиотского образца, мальчик(!)-официант в «Национале», развозящий водку на завтрак, Храм Христа Спасителя в 1968-м. Смешной человек в шапке и шинели, как у героя «Свадьбы в Малиновки», мечтающий об автографе шахматистки…
На самом деле совершенно удивительно, что при огромных бюджетах, при тщательности проработки деталей, все что касается СССР в западных фильмах смотрится глупо и пошло. Почему? Экономят на нас? Едва ли. Скорее всего, за помощью авторы обращаются к нашим сценаристам (кстати, все, что в сериале касается игры в шахматы, консультировал лично 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров — Ред.). И те левой рукой, не отрываясь от написания нового двадцатисерийного убожества про провинциалку и потерю памяти, по-быстрому набрасывают десяток штампов из своих же творений для центральных каналов. Кушайте, не забудьте слово «водка».
Впрочем, «Ход королевы» неожиданно поймал настроение времени из советских фильмов 60-х. Да, наши гроссмейстеры в кино выдуманные. Но тени Ботвинника, Смыслова, Таля, Петросяна и Спасского присутствуют. Да, роль выдуманного русского чемпиона мира исполнил поляк (Марчин Дорочиньский). Но сделал это умно, уважительно, с невероятным достоинством.
И шахматы, как мир, как мания, как болезнь…
Сценаристы обязательно должны были скатиться к противостоянию СССР и США, коммунистов и «цивилизованного мира», мрачных людей за железным занавесом и светлооких жителей свободных стран. И то, что умудрились не скатиться, несмотря на агентов ФБР и КГБ в кадре, на портрет Брежнева на стене, — чудо и успех.
Героиня отказывается от денег христианской общины «на Крестовый поход на коммунистов». Русские, пусть такие мрачные как всегда, так любят шахматы, что вызывают симпатию. Американцы побеждают только когда вырываются из индивидуализма и рытья в себе любимых. Когда становятся как русские.
А те самые шахматы, 64 клетки с пешками и ладьями, вдруг оказываются важнее политики и образа жизни. Примерно так сняли бы про шахматы у нас, когда еще существовало большое советское кино. Так, чтобы стало понятно, как мало значат риторика и бомбы и как важны люди и уважение друг к другу.