Рецензия на сериал «Супермен и Лоис»: У Супермена кризис среднего возраста
Вот и Супермен получил собственный сериал в телевселенной DC. В нём он борется с Лексом Люгером, решает семейные проблемы и живёт на ферме.
Дмитрий КАМЫШЕНКО
Количество фильмов, мульфильмов и сериалов с Суперменом насчитывает несколько десятков. Героя изображали и замкнутым подростком, и взрослым борцом с преступностью, и комедийным персонажем — ипостасей у Кларка Кента много. Спустя 10 лет после окончания сериала «Тайны Смолвиля» телеканал The CW запускает шоу о супергерое, который вынужден бороться с семейным бытом.
Кларк Кент женат на коллеге-журналистке Лоис Лейн, занимается обычными человеческими делами, а по ночам летает по Метрополису и спасает людей. У них два сына, стабильная работа и чистая любовь. Лоис считает, что дети должны знать про способности отца, но Супермен оттягивает момент. После ряда трагических событий семья решает переехать в Смолвиль — город, где Кларк Кент вырос, а таинственный злодей Лекс Люгер пытается убить Супермена.
Концепцию сериала можно уложить в фразу «А с подростками ты так можешь?». Супергерой, с лёгкостью уничтожающий врагов и преступников, с большим трудом ладит с собственными детьми. Проявление суперспособностей у отпрысков заставляет Кларка Кента испытывать дополнительные переживания и ответственность.
Тайлер Хеклин играет роль с Супермена с 2016 года, эпизодически появляясь в сериалах «Флэш», «Стрела», «Супергёрл». Он выглядит органично даже с учётом костюма из экранизаций 70-х годов. Битси Таллок играет Лоис Лейн с 2018 года, и это тоже неплохое попадание. Помимо того, что она хорошая актриса, Таллок очень похожа на Лоис из комиксов.
А вот подростки выглядят клишированно. Старший из них, Джонатан, успешно занимается американским футболом, легко ладит с девушками и вообще всем нравится (буквально классический квотербек из фильмов про колледж). А младший, Джордан, страдает от социофобии, принимает таблетки и с трудом общается с людьми. Буквально подросток из фильмов начала нулевых и подросток из современных сериалов.
Супергеройские сериалы всегда выглядят дёшево на фоне фильмов, так что придираться к «Супермен и Лоис» не совсем тактично, но игнорировать слона невозможно. Иногда Кларк Кент летит над планетой и возникает ощущение, что это пародия или реклама на региональном телевидении. Яркий костюм, совершенно неестественный графический фон, идеальная причёска Кента — не хватает весёлой музыки и приглашения на распродажу в торговый центр. Сцены без сверхъестественных событий выглядят добротно, во многом — из-за удачного каста.
Сама попытка бросить супергероя в скучную жизнь взрослого человека не нова даже для мира сериалов. В 2019 году стартовал «Пацаны» (The Boys), где супергерои могут страдать алкоголизмом и депрессией, а сериалы по вселенной Marvel на Netflix и вовсе скорее про людей, чем про героев (особенно сильно это проявляется в «Джессике Джонс»). «Супермен и Лоис» не блещет оригинальностью, впрочем, он и не пытается. Есть классический герой, есть тенденции, есть зрительский спрос — зачем всё это игнорировать?
Привычная для телевселенной DC проблема вскрывается уже на первых просмотрах пилота — всё слишком просто. Есть персонаж, который хороший — либо он врёт, либо он действительно хороший. С плохими также. Неоднозначные герои в этой вселенной не приживаются. Опять главными врагами американского народа оказываются банки и крупные финансовые дельцы, однако нормально конфликт никто раскрывать не собирается. Высказывания героев о внешем мире напоминают твиты школьницы, внимательно прочитавшей учебник истории за 7 класс. Впрочем, нужно понимать контекст — эти сериалы делаются для фанатов комиксов, интересы сторонней аудитории не учитываются. Возможно, при подробнейшем изучении персонажей выясняется их особенные черты характера и мировоззрения, но сериалы такими подробностями не изобилуют.
В сериале есть и юмор в духе старых семейных фильмов — добрый, без какой-либо агрессии. Но и практически не смешной, если говорить откровенно. Персонажи в принципе говорят очень плохо, каждую третью реплику можно предугадать. Так что шутки здесь соответствующие.
Лоис Лейн кажется слегка глупой, при этом она «самая популярная журналистка в мире» (цитата из первой серии). Когда руководство её газеты начинает сокращать сотрудников, Лоис говорит что «Всё переходит в интернет», «Им нужны только клики», «На помощь простым людям им плевать». Как всё это связано — неизвестно, но зато понятно, что она за простых людей и вообще хороший человек. Затем выясняется, что она кумир для миллионов девочек, ведь она очень сильная и самостоятельная. А ещё оказывается, что она пишет статьи про Супермена. Просто восхитительная журналистская работа — узнавать инсайды от человека, с которым укрываешься одним одеялом. Кажется, что Лоис Лейн захотели сделать очень серьёзной и самостоятельной (что проблематично на фоне Супермена, уничтожающего стены лазером из глаз), но вышло не совсем удачно.
«Супермен и Лоис» — нормальный, именно нормальный сериал для фанатов вселенной DC. Он не настолько плох, как «Константин» (2014) или последние сезоны «Стрелы», но и восторга не вызывает. Удивительно, но Marvel сумели победить DC даже сериалах о мрачных людях в нуарных локациях. «Сорвиголову» или «Карателя» может посмотреть человек, который не любит комиксы, «Супермен и Лоис» требует особой подготовки. Например, любовь к «Тайнам Смолвиля». Если имя Марта не вызывает ассоциации с Суперменом, то смотреть «Супермен и Лоис» просто бессмысленно.