Скучноват, много клише и нет черных графьев: Почему сериал «Елизавета» с Юлией Хлыниной не стал событием

Первые впечатления об исторической драме про русскую императрицу

Уже четыре эпизода сериала «Елизавета» с 18 июня можно бесплатно посмотреть на платформе Smotrim, да и пираты подсуетились, но событием премьера все еще не стала: на кинофорумах всего по паре зрительских комментариев. Это ли не красноречивое доказательство того, что телевидение рано хоронить, а значение стриминговых сервисов сильно преувеличено. Хотя, по-видимому, сыграло свою роль и то, что ядерная аудитория канала «Россия 1», для которой снимали «Елизавету», но так там и не показали, вряд ли преуспела в освоении онлайн-кинотеатров и смарт-телевизоров. А для тех, кто только в онлайне и смотрит, жанр оказался скучноват.

Юлия Хлынина в сериале «Елизавета»

Те, кто все-таки посмотрел первые серии, привычно поносят продукт за историческое несоответствие: и Юлия Хлынина им на Елизавету не похожа, и Петр I какой-то не такой, и вообще: «…притащили в фильм поведенческие особенности нашего времени во времена Елизаветы и получилась очередная буффонада». При этом ворчуны по традиции забывают объяснить, откуда им известно хотя бы то, как выглядели государь и его дочь — ведь фотографию тогда еще не изобрели, а по сохранившимся живописным портретам можно сделать выводы в довольно широком диапазоне.

Александр Балуев в образе Петра I в сериале «Елизавета»

Юную Елизавету современники описывали как смешливую егозу, не желавшую учиться, при этом удивительно красивую. Юлия Хлынина ровно такую девицу и играет: сердце ее жаждет любви, с лица не сходит коварная улыбка, она умиляется цветочкам в лесу, играет в догонялки со своими пажами и без ума от денщика отца Батурина (Кирилл Кузнецов). При этом героине 16 лет, а Хлыниной — 30 (это сейчас, на момент съемок чуть меньше), но никакого диссонанса нет — вот оно, мастерство перевоплощения.

Кирилл Кузнецов и Юлия Хлынина в сериале «Елизавета»

Петр I у Александра Балуева получился куда более спорный: во-первых, он не сильно выше ростом супруги, Екатерины I (Агриппина Стеклова) и значительно ниже герцога Голштинского (Роман Васильев), что несколько конфликтует со стереотипным образом первого русского императора. А во-вторых, царь в «Елизавете» мягкий, податливый — вроде и пытается быть строг с дочерью, но она из него веревки вьет и открыто ему дерзит. Учитель французского и вовсе нагло прорывается к Петру сквозь охрану — и его даже не казнили. Ничего от нервного истерика с лицевыми тиками, склонного к непредсказуемой жестокости, как описывают царя документальные источники, в герое Балуева нет. Рассвирепел Петр, только узнав про измену жены — ну, тут любой бы вышел из себя. Но кто ж знает, каким был царь в быту на пороге смерти. Зато Балуев рисует живого человека — отца и мужа, и только потом государя, наблюдать за этим весьма увлекательно.

Петр I у Александра Балуева получился куда более спорный

Зрители, корящие создателей за «неисторичность», просто не знают один маленький секретик: сериалы по сюжетам давнего прошлого снимают вовсе не для восстановления хода событий, а чтобы это интересно было смотреть. А интересно бывает, когда это история про живых людей, понятных зрителю, а не про ожившие памятники.

Юлия Хлынина и Агриппина Стеклова в сериале «Елизавета»

История Елизаветы отлично укладывается в фирменное клише сериалов на «России 1» про сложную судьбу юной особы, остро жаждущей любви и счастья. Будущая императрица, конечно, не приехала из деревни в большой город, но зато ее мама тиранила и пыталась отравить, например. А еще Остерман и Меншиков (Алексей Агранович и Виктор Раков) козлят по полной, да и с любимым не все гладко.

Алексей Агранович в сериале «Елизавета»

В телеэфире сериал ждала бы другая судьба: в него влюбились бы безоговорочно. Да, он снят традиционно и линейно — никаких вам постмодернистских экспериментов вроде чернокожих графьев, как у американцев в «Великой», но снят с большой любовью и на высочайшем техническом уровне. В сериале есть главное — чарующий миф, окутывающий моментально — как туман, сквозь который скачут Елизавета и ее пажи в первой сцене (тут в воздухе сильно запахло «Гардемаринами»). Панорамные сцены восхитительны, герои пылают любовью более чем достоверно, а от интерьеров и нарядов глаз не оторвать. Да, это могло быть чуточку ироничнее, темп мог быть подинамичнее (может, конечно, потом разгонятся), но поклонники псевдоисторики все равно будут в восторге.

История Елизаветы отлично укладывается в фирменное клише сериалов на «России 1»

И напоследок забавный факт: первыми «Елизавету» посмотрели не россияне, а южнокорейцы. Там обожают костюмированное славянское кино — корейский канал приобрел наш сериал и не мешкая выдал в эфир. Говорят, с большим успехом.

«Елизавета». 12 серий. Историческая драма.

Сценарий: Дмитрий Иосифов, Лариса Степанова, Александр Топурия, Ирина Зуй, Иван Заваруев .

Режиссер: Дмитрий Иосифов.

В ролях: Юлия Хлынина, Александр Балуев, Алексей Агранович, Агриппина Стеклова, Виктор Раков и др.

Где смотреть: Smotrim.ru

ВСЕ ФОТО: Россия 1

Exit mobile version