Кажется, режиссера Эдуарда Оганесяна интересует в людях что-то такое, о чем в его профессии думать давно не принято.
Русских сериалов, слава Богу, теперь выходит видимо-невидимо, но далеко не все из них становятся предметом обсуждения в широком зрительском кругу. А про «Чик» активно говорят, даром что сериал вышел летом и не в эфире, а на стриминговой платформе More.tv. Критики тоже не отстают: мнения разделились в диапазоне от «Восторг. Подлинное событие. Большая продюсерская удача» (Антон Долин) до «Минусов гораздо больше. Большую часть сериала ты ждешь чего-то интересного и неожиданного, но, к сожалению, так этого и не получаешь» (Александр Горбунов).
Описать сюжет «Чик» в двух словах весьма затруднительно. «История провинциальных проституток, которые рвут с прошлым и открывают фитнес-клуб» — это худшее, что можно сказать про сериал режиссера Эдуарда Оганесяна, самое неточное и безобразное его описание.
Пересказать сюжет сложно только потому, что никакого сюжета в «Чиках» нет. Вопрос в том, насколько его отсутствие в «Чиках» сознательно. Грустный опыт просмотра отечественных сериалов сначала ведет по кривой дорожке. Бодро начавшись, практически как Breaking Bad (и там, и там, в первом же кадре первой же серии автомобиль бешено несется непонятно куда и везет непонятно кого), продемонстрировав густую, насыщенную экспозицию с множеством интереснейших образов, «Чики» откровенно теряют темп. Сначала в это не хочется верить, но после 3-4 серии лично у меня наступило разочарование: нет, опять не получилось, блин! Да, в статике все прекрасно: волшебная натура, живые, предельно естественные образы, свежая идея, но все это совсем не шевелится и никуда не двигается.
По ходу развития действия (хотя какое там развитие…) авторы забывают то про одного, то про другого героя, так тщательно проэкспонированных в самом начале. Казалось, что на нормальный сценарий у несомненно талантливых авторов просто не хватило сил — отсюда бессвязность и нелогичность повествования. Ну, не может же Жанна (Ирина Горбачева) быть настолько дурой — в Москве жила, по роду занятий ей положено, скажем так, не доверять людям, а она раз за разом попадает впросак, будто это левой ногой нацарапанная мелодрама канала «Россия 1», прости Господи.
Но потом что-то происходит. Не в сериале — он так и катится по инерции к финальной 8-й серии, а в зрительском сознании. Ты наконец понимаешь, что подлинный сюжет сериала — внутренний мир каждого из героев, их исследование себя, поиск твердой почвы в зыбком болоте неуверенности, обид, травм и страхов, их ощущение красоты и болезненный ее поиск. «Чики» — не социальная драма, и тем более не производственная (про так и не открытый фитнес-клуб как-то вообще в итоге забыли). Это глубоко рефлективное кино и, конечно, намеренно бессюжетное.
В то же время это не нудный фестивальный артхаус и, простите, не тоскливая достоевщина. В отличие от сюжета, в «Чиках» есть фабула — тут время от времени кого бьют, очередная угроза для каждого из персонажей заходит то слева, то справа — все это, видимо, и привлекло к проекту массового зрителя. Но не только: повторюсь, революционность «Чик» заключается прежде всего в немыслимой для нашей сериальной индустрии честности и искренности, в предельной естественности всего, что есть в кадре. Это концентрированный срез самой жизни, где сюжет откровенно лишний — если он и есть, не мы его пишем. Связанные ниточками персонажи проживают жизнь, ежедневно в будничном режиме делая выбор между добром и злом. И в «Чиках», несмотря на выпавшие на долю героинь испытания, добро чаще одерживает верх — худенький милиционер (Антон Лапенко) побеждает в честной драке психопата Данилу (Сергей Гилев).
А вот в бессюжетности как раз нет ничего нового. В литературе, например, это очень известный, классический и уже несколько потрепанный прием — вспомнить можно хоть «Улисса» Джойса, хоть любой из романов Саган. В каком-то смысле «Чики» — сериал о том, что все мы просто люди, а сверхзадача каждого — понять и полюбить сначала самого себя, а затем и кого-то еще. Такая простая, понятная христианская идея, а поди ж ты, как тернист бывает этот путь, как криво по нему идут, скажем, раздираемые страстями, глубоко несчастные Данила и Валера (Виталий Кищенко). Впрочем, страсти тут раздирают почти всех, включая отца Сергия (Михаил Тройник), который сам не знает: он помогает Жанне как любящий христианин, или потому что любит ее, как мужчина любит женщину.
Еще одна особенность сериала — на редкость органичное существование актеров в кадре. Можно было бы подумать, что это удачный кастинг — впервые громко заявившие о себе Варвара Шмыкова (Люда), Ирина Носова (Света) и Алена Михайлова (Марина) относятся к почти вымершей породе актеров, которые умеют играть сами по себе, без реплик, просто находясь в кадре, но ведь завораживающе прекрасны и все остальные. Кажется, Эдуарда Оганесяна интересует в людях что-то такое, о чем в его профессии думать давно не принято.
Красота внутри тебя, просто искать долго. Но зато если найдешь, затянутся душевные раны. И тебе будет хорошо даже в пыльном южнорусском городке, где так много зла.
«Чики». 8 серий
Драма
Где смотреть: More.tv.