Черкасов — феникс, костюмы неправильные, а действие слишком медленное: зрители о сериале «Мосгаз. Дело № 10. Метроном»
«Мосгаз» — Дело №10: Метроном» — продолжение легендарного детективного сериала, в главной роли которого изначально был Андрей Смоляков. В 10 сезоне главные действующие лица меняются: место майора Черкасова пытается занять майор Ковалев, а Соня Тимофеева, Алексей Гаркуша и Егор Осадчий предоставлены сами себе. 1982 год, Москва. Во время выступления погибает известный артист и сотрудник Москонцерта Андрей Гринякин. Кажется, дело пытаются спустить «на тормозах», но Тимофеева не согласна оставить преступника на свободе и тайно начинает собственное расследование. Параллельно с ней к разгадке движется и Ковалев. Но становится очевидно, что Москонцерт ведет какую-то подпольную деятельность, которую покрывают очень влиятельные люди. Внезапно сотрудники, замешанные в этой схеме, начинают погибать один за другим.
Неизменным от сезона к сезону остается одно: детективная составляющая заставляет зрителей обсуждать сюжет, искать хоть какие-то подсказки, оставленные режиссерами. Вдвойне тяжело было тем, кто смотрел серии по мере их выхода — а не весь сериал целиком. Версии высказываются самые разнообразные, что, несомненно, огромный плюс сценаристам.
Разумеется, есть замечания к касту актеров и костюмам: «Ужасно и непонятно кем сшитые костюмы, которые никак не напоминают военную форму. Отдел МУРа в составе Гаркуши (Алексей Бардуков), Осадчего (Александр Голубев) и Ковалева (Андрей Мерзликин) тоже смотрится крайне странно, как команда стендаперов. В общем, очень странное кино, в котором можно смотреть только на Черкасова (Андрей Смоляков) из-за шляпы и Старикова (Сергей Шакуров), от которого ждёшь какой-то очередной фокус: то ли сальто сделает, то ли на коня вскочит, то ли на подножку троллейбуса». Хотя, с другой стороны, многие зрители очень хвалят Марину Александрову, которой как никогда подошла малоэмоциональная рассудительная роль с толикой сопереживания.
В эпоху, по мнению аудитории, съемочная команда тоже не попала: «Авторам стоило уточнить, как выглядели женщины того времени, какие прически у них были, как они одевались, как танцевали, как двигались. А тут и брейк танцуют, и слово «рокер» в ходу, повально все в косухах на концерте…» «Косухи», кстати, начали появляться в середине 80-х, но не были повально у всех представителей молодежи. Более популярна эта верхняя одежда стала в 90-е. «Идея неплохая, но затянули и перемудрили, а также на детали никто не обращал внимания, очень много нестыковок», — резюмирует аудитория.
«Сценаристы решили не убивать майора Черкасова, просто отправили его на пенсию. Этот сезон получился на уровне последних, но слабее первых. Действия здесь развиваются медленнее, чем раньше. Обстановка в отделе МУРа тягостная и скучающая. Сотрудники без своего начальника не знают, что делать. Алексею Бардукову и Александру Голубеву играть практически нечего. Их персонажам уделено значительно меньше времени. По поводу основного убийцы, к сожалению, он вычисляется практически с первого появления на экране», — рассуждает зритель. И с ним согласны многие, подчеркнуто уважительно советуя «подвести черту и завершить сериал». Привыкшие за столько лет к Черкасову зрители уже не могут воспринимать сериал без него.
«Просмотр оставил двоякое впечатление. С одной стороны, «Метроном», на мой взгляд, перегружен сюжетными линиями: заключение Сони, ветераны-афганцы, участие КГБ, МВД, возня с ролью майора Черкасова в этом деле. Всем полюбившаяся команда в этом фильме не была таковой, каждый её участник делал то, что он считал нужным и правильным. Фамилии героев сериала — просто ребус какой-то, привыкаешь к ним серии к пятой. Преступник быстро вычисляем внимательным зрителем. С другой стороны, идея интересная, видеоряд динамичный, все истории закрыты».
В целом, «Мосгаз» удержал внимание: «Мне понравилось это дело. Сюжет очень интересный, оригинальный. Я хоть и догадалась кто преступник, но смотреть все равно было увлекательно. Изобилие музыкальных моментов не раздражало, оно хорошо вписалось в тему». «Как многие и ждали, продолжение, как говорится, следует. Очень увлекательный и удачный проект, интереснейшие детективы. Да, может не все части шедевры, но, по крайней мере, очень крепкие среднички. Спасибо огромное всем кто работал над этой серией сериалов. Советую посмотреть все части, особенно кому нравятся отечественные детективы советского периода», — добавляют заботливые поклонники.
Примечательно, что многие поклонники «Мосгаза» сравнивают героя Андрея Смолякова с птицей феникс: «Я искренне верила, что главный герой майор Черкасов не мог погибнуть и очень рада, что он вновь в игре. Заметьте, вначале сериала он действительно выглядит и больным, и хромым, и немощным, но оказавшись в водовороте событий, он, как птица феникс, возродился и вновь готов покорить каждого своей простой, но очень обаятельной улыбкой». И самое приятное, что к его возвращению не стали придираться: «Он вернулся, потому что не мог не вернуться».
Любители криминальной истории не могут понять только одного: почему «Мосгаз»? Для многих знатоков это кличка первого официально признанного в СССР маньяка, который никак не связан с остальными сезонами. Возможно, за время трансляций и успеха у зрителей «Мосгаз» стал брендом. Но, признаться, держит марку. Но и убийцу зрители вычислили быстро: «Уже с первой или со второй серии точно становится понятно, кто убийца. Не надо было приглашать Сергея Шакурова на эту роль. Ну сразу же ясно,что актёр такого масштаба не может играть простого сторожа».
Сериал хорош, в первую очередь, интересными делами, которые тесно переплетены с реально имевшими место преступлениями. Это не детективная хроника, это художественный взгляд сценаристов на громкие дела прошлых лет. Они интересны сами по себе. Задача режиссеров — преподнести их зрителям ярко, любопытно, с долгим послевкусием переживания за героев. И с этой задачей вся команда справляется очень хорошо.
Главное фото: кадр из фильма.