Много эротики, супер Хабаров и причем тут Чернобог: отзывы зрителей на сериал «Страх над Невой»
«Страх над Невой» — детективный сериал о маньяке, орудовавшем в Ленинграде в 1960-е годы. Ночью этот изувер насилует и душит женщин, оставляя около своих жертв таинственные символы, нарисованные углем. К расследованию привлекают майора КГБ Чубина, у которого уже был подобный опыт сыска: некоторое время назад он разоблачил языческую секту, поклонявшуюся Чернобогу. Однако тогда он был раскрыт и чуть не стал жертвой предводителя секты-психопата. В последний момент Чубина спасли, но психологическая травма периодически напоминает о себе. В нынешних преступлениях он снова узнает таинственных приспешников Чернобога.
Рассказываем, как оценили сериал «Страх над Невой» зрители, какие нашли недочеты и чья актерская игра понравилась больше всего.
Любители детективных историй по достоинству оценили и сам сериал, и игру актеров, и атмосферу, которую операторы передавали особыми цветовыми эффектами, музыкой и освещением.
«Сериал мне понравился. Всё в духе фильмов о серийниках. Хотя мне лично кажется, что уже в третьей серии ясно, кто злодей. И причина, по которой маньяк убивает, мне казалась другой. Как обычно, личная жизнь героев переплетается с их работой и поисками маньяка. Понравилось, что создатели фильма верно передали дух того времени, конца 60-х советского периода. Считаю, что все актеры прекрасно раскрыли образы своих героев». Игру актеров действительно отметили многие зрители, обсуждая удачный каст и то, с какой самоотдачей был раскрыт каждый герой.
«Я люблю детективы, но сериалов про маньяков — не очень, но именно они в последнее время одолели наш кинематограф. Детективная интрига интересная, и если с дружинником стало понятно еще во второй серии, то с главным маньяком я определился почти в самом конце. В сериале хорошая операторская работа, картинка яркая, немного стилизованная под старое кино. Сериал получился интересным, и я посмотрел его за один день». Что касается детективной составляющий — многие отмечают, что ответ, который изначально словно лежал на поверхности, с каждой серией ускользал все дальше: зрители сами путались в догадках, кто же окажется злодеем на самом деле. За это стоит поблагодарить сценариста Андрея Ларикова, который намеренно отводил подозрения от каждого нового злодея.
«Увлекательный детективный сериал на фоне оккультизма. Сюжет отлично держит интригу и умело подбрасывает лишние паззлы в общую картинку. То есть у вас подозрения меняются от персонажу к персонажу, даже если вы не можете сами себе объяснить, почему именно так». Этим хороши качественные детективы: никто прямо не говорит, кто преступник, даже не обвиняют. Но постановщики делают все возможное для того, чтобы выставить нового персонажа в нужном для них свете.
Многим зрителям изобилие любовных сцен пришлось не по вкусу. Собственно, любители чистого детектива вообще выступают против раскрытия личной жизни: просто дайте преступление, сыщика и преступника. Но авторы современных сериалов и фильмов стараются не только сухо рассказать архивное дело, но и заставить зрителя переживать за главных героев, добавляя драмы в каждую серию.
«Оторваться невозможно. Безусловно, достойный сериал — хорошая игра актеров, интрига, очень хорошо выстроены детали того времени. И, конечно, есть несколько «но»:
Во-первых, нечистоплотность героев в сексуальных отношениях. Прыжки из койки в койку с разными партнерами не характерна для фильмов того времени, а сериал сделан все-таки в стиле ретро. И излишество постельных сцен не к месту.
Во-вторых, у героев одиноких огромные квартиры в Ленинграде в 1967 году. После развода муж и жена не ютятся в коммуналках, а живут в отдельных квартирах. Одинокий опер тоже не бедствует в плане жилья. Но все эти замечания возникли уже к концу просмотра и общее впечатление от сериала не портят». Классический поиск ляпов и недочетов преследует каждый сериал, особенно в нелогичных для себя моментах. Но, как правило, такие ляпы не несут существенного значения, а лишь добавляют авторам сценария, режиссерам и консультантам поводов для работы над ошибками.
Зрители-специалисты по кастингу тоже внесли свою лепту и, возможно, вполне резонно: «Актрис, которые играют Веру (жену друга) и Соню (нынешнюю девушку героя Фролова) надо поменять местами. У Сони очень красивое умное и интеллигентное лицо. Она как раз чисто внешне производит впечатление порядочной и недоступной девушки, в которую можно серьезно влюбиться. А Вера простоватая деревенская и не шибко красивая (это я не об актрисе, а о героине) и кажется вполне доступной. Непонятно как такой женщиной герой мог всерьез увлечься и что в ней такого уж особенного». Но кто знает: может быть, это авторский ход и необходимо копнуть чуть глубже?
К мужским героям, кстати, вопросов не было почти ни у кого. Полюбившиеся зрителям Хабаров, Фролов, Яценюк, Дорожкин априори не могли сыграть плохо. «Отмечу прекрасные работы актеров Сергея Яценюка и Михаила Дорожкина. Замечательная музыка композитора Данькова, музыкальное оформление получилось атмосферным. Но, на мой взгляд, фильм изобилует эротическими эпизодами. К чему? Доказать зрителю, что секс в СССР был? Достаточно было каких-то художественных приёмов, намёков, чтобы понять личные отношения героев».
И снова про сюжет, который кому-то показался растянутым. Если вникать в жизни и переживания героев, то смотрится на одном дыхании, а вот если нужно только досье на убийцу — страсть, любовь и выяснения отношений становятся лишним поводом растянуть время. Вопрос вкуса и глубины погруженности в сюжет. «Было бы здорово, если выкинуть всю эту мистическую муть про Чернобога. Всё-таки маньяки, как правило, самостоятельные одиночки, а здесь помимо секты ещё и парочка подручных. Также можно сократить разборки героев со своими бабами, впрочем как и во всех сериалах. Тогда можно было бы в 5 серий уложиться».
Многие зрители, словно полноценные историки, готовы спорить о ретро-сериалах так, словно сами жили в то прекрасно время, а сейчас строчат комментарии о своих воспоминаниях. Но не всегда теоретическая история, которая ложится в основу критики, является верной. Так в отзывах о сериале подискутировали двое:
— Неплохой ретро-детектив. Хорошая стилизация под 60-е годы. Автомобили, интерьеры учреждений и квартир, одежда — всё было к месту. Если к мужским ролям в этом плане нет претензий, то с женскими образами здесь получилось похуже. Особенно из 60-х годов выпадала Виктория Заболотная, выделяясь своим маникюром. В 60-е годы в Советском Союзе еще не было стиральных машин, и женщинам приходилось стирать вручную, а с такими длинными ногтями, как это было у Марии, сделать просто невозможно.
— Стиральные машины были, причём не только в Москве и Ленинграде, и ногти длинные носили и маникюр. Моя мама всю жизнь с длинные ногти и маникюр делает. Так что вы не правы. В 1966 она поступила в Ленинградский Универ, после школы. А стиральная машина у бабушки, её мамы, была когда она ещё в школе училась. Историческая справка: первые стиральные машины в СССР появились в середине 1950-х годов, стоили около 600 рублей (зарплата рабочего за месяц).
И снова про необходимость постельных сцен. В целом, из негативных отзывов именно излишняя эротизация вызывала больше всего вопросов. «С трудом удерживала нить расследования, продираясь через бесконечные и бессмысленные постельные сцены. Если исключить этот момент, то всё остальное на уровне. Во второй серии на убийцу сделан такой толстый намёк, что не угадать его было сложно. Интригу это не испортило, иногда больше интересно, не кто убийца, а как его вычисляют». Люди, привыкшие к детективам, достаточно быстро разгадали главную тайну сериала, но подача расследований держала зрителя у экранов все 9 серий.
Для своего жанра сериал получился интересным, во многом биографическим, историческим, с элементами драмы и фантастики. Такое изобилие жанровых элементов действительно привлекает публику, которая обязательно найдет в сериале свои интересные моменты: кто-то закопается в души героев, для кого-то важен только детектив, отдельная категория поближе захочет изучить оккультизм в советские годы, а для части зрителей важно будет посмотреть на развитие психологической травмы. Отличный спектр тем, которые не только затрагивают, но и полностью раскрывают авторы сериала, у многих зрителей вызовет эмоции и интерес.
Главное фото: кадр из сериала.