Очень затянуто и неправдоподобно, и Сталин в погонах, но иногда до мурашек: реальные отзывы зрителей на сериал «Большой дом»
История показана в двух эпохах: времена блокады Ленинграда и работы спецслужб спустя два десятка лет. Подполковник КГБ Михаил Широков уже в 60-х годах встретился со своим врагом по прозвищу «Граф», который в годы Великой Отечественной работал на немцев и убивал советских людей. В те годы Широков остановил планы диверсанта и буквально спас Ленинград от гибели: «Граф» планировал взорвать несколько советских памятников, включая Большой дом. И спустя 20 лет диверсант вернулся мстить с новой диверсионной группой.
Военные фильмы находят отголоски и зрителей всегда: любовь к истории, тяга как можно детальнее узнать о самом непростом периоде СССР, в очередной раз порадоваться работе советской контрразведки.
«Приятно удивило отсутствие типичных негативных интонаций при освещении советских времен. Наверное больше всего приятно видеть на экране такое количество нормальных, порядочных людей. Уже не помню, когда на экране были показаны гармоничные отношения в семье. Чекисты не стереотипные сволочи, а живые люди без профессиональной деформации. Сопереживают ближним, помогают, спасают, страдают, дружат, любят. Приятно, что есть акцент на уровень культуры советский людей, любовь и знание музыки, поэзии, литературы, языков, истории. Создана атмосфера единства персонажей. Поэтому мотивация врага, как жулика, как уголовника, как убийцы, так и предателя кажется поверхностной, какой то надуманной и не настоящей. Зато понятен и достоверен выбор между жизнью и предательством защитников Ленинграда«. Так один из зрителей обратил внимание на людей и атмосферу сериала.
Кто-то смотрел сериал, не замечания «киноляпов» и смысловых ошибок: просто наслаждались картиной. «Сериал снят добротно. Практически нет ляпов и это очень порадовало. Сюжет про поимку военного преступника для наших сериалов вообще не заезжен, если и есть то 1-2 похожих. Хороший актерский состав — Виталий Кищенко, Артур Ваха, Борис Хвошнянский, Илья Коробко, Александр Лыков, Сергей Мигицко, Карина Разумовская, Кирилл Полухин, Яков Шамшин и многие другие. Хорошо подобраны под актеров роли. Сюжет пусть и не динамичный, но достаточно интересный, переплетение 1965 года с 1942 очень помогают понять кто есть кто».
«Удачно подобрали актёров для разных временных отрезков. Ведь героя надо было сыграть в молодости, а потом — спустя 20 лет… Эмоционально очень насыщенно всё, как будто проваливаешься туда, в то время. Что в блокадный Ленинград, что в 65-й год. Бережное внимание к мелочам, явно проделана огромная работа с архивами и с воспоминаниями людей, переживших блокаду. Рекомендую к просмотру. Хотя сериал очень сильно бьёт по нервам». Зрители отметили эмоциональные моменты голодного Ленинграда, многие отметили, что на особенно трагичных нотах во время просмотра катилась слеза. И это, как отмечают пользователи, связано с тем, что про кошмарные годы блокады снято очень мало фильмов, чтобы не показывать ужасы, голод, смерть и потерявших рассудок людей.
Некоторые обратили внимание на актерский состав и не согласились с тем, что актеры подобраны хорошо. «Диверсанта Графа во время блокады играет Никита Волков, красавец парень. А через 20 лет он превращается в Артура Ваху. Во-первых, нет внешнего сходства, во-вторых, ну, не так же сильно постареть можно. При всем при этом других героев через 20 лет не изменили так сильно. Из-за этого первые пару серий я никак не могла отождествить молодого и старого Графа.
Что касается движухи, то ее тоже нет. Как-то все медленно, несмотря на наличие диверсантов». Кстати, отсутствие динамики в сериале заметили многие, хоть комментаторы и парировали это замечание тем, что в таких сериалах экшн и не нужен.
Разумеется, похожие по теме фильмы и сериалы будут сравнивать. Так и «Большой дом» попал в таблицу сопоставления с сериалом 2024 года «Банда ЗИГ-ЗАГ«, рассказывающим о блокадном Ленинграде и мошенниках в нем. «Большой дом» снят лучше «Банды Зиг-Заг», он глубже, передает ощущение реальной блокадной атмосферы, хотя ляпов хватает, но все же они не такие вопиющие, как в «Банде». Здесь интереснее обрисованы характеры, разброс во времени действия задает этой истории объем и дополнительную глубину. Мне нравится участие в постановке питерских актеров. Ну и гэбэшники показаны положительными героями — очень необычный поворот для кино последнего тридцатипятилетия. Этот сериал напомнил мне спектакли Ленинградского телевидения на тему войны и блокады. В общем, получилось почти что советское кино».
«Сериал оставил двоякое впечатления. С точки зрения воспитательной, напоминая о событиях той страшной войны, он хорош. С точки зрения сюжета представленного, как детектив, малосмотрибельно, наивно и зачастую просто неинтересно. Фильм был бы хорош для подростков, может быть младших школьников, но они едва-ли станут его смотреть. Да и ожидания от возможностей Егора Кончаловского на сей раз не оправдались». Многие прошлись по потомственному режиссеру, ожидая шедевра не ниже уровня «Сезара» и «Оскара».
«Не думал, что фильм о диверсантах и шпионах может быть таким скучным и неинтересным. Не верится, что в середине 60-х шпионы так легко облапошили матёрых сотрудников КГБ. Такое впечатление, что школьник снимал. Егору может чем другим в жизни заняться, не позорить две знаменитые фамилии».
Для кого-то сериал вообще нес почти оскорбительный характер. «Очередная скучная и тошнотворная лабуда! Очень любят бред сивой кобылы цеплять за значимые события, будь то блокада Ленинграда или Великая Отечественная война. Без этого дикие фантазии Кончаловского просто не имели смысла вообще! А так историю, приправленную войной, недоразвитый зритель может и сожрет, и добавки попросит».
Более внимательные и въедливые зрители обратили внимание, что в съемках принимали участие консультанты по истории, реквизиту и ожидали, что это будет исторически точная история. Для некоторых неточности в деталях оказались большим минусом. «Много моментов, что называется, высосаны из пальца. Ну и очередной «прокол» художника-постановщика (наверное, это его область) — 1942 год, у чекистов и военных петлицы, но в кабинете портрет И.В. Сталина в маршальском мундире с погонами! Вижу подобную ерунду уже не в первом сериале/фильме и, почему-то мной это воспринимается, как наплевательское отношение съемочной группы к зрителю. Типа: «и так сойдет». Поэтому и лампы дневного света в 1942 году светят, и Сталин в погонах, и свет в окнах сияет вовсю, и только после начала налета опускают затемнение на окнах. Детали? Мелочи? Возможно. Но из таких вот «мелочей» отношение к сериалу портится».
Сериал получил 7,6 баллов на «Кинопоиске» и 6,6 баллов на IMDB. Больше всего претензий у людей связано с динамичностью, деталями и спорным подбором актеров. Но любители этого жанра, несомненно, нашли картину интересной и вполне достойной, однако масса даже логических вопросов осталось даже к сценарию.
Главное фото: кадр из сериала.