Среди тысяч проклятий в адрес авторов новой экранизации романа Вячеслава Шишкова мы отыскали мнения тех, кому сериал понравился.
На Первом канале завершается показ 16-серийного сериала «Угрюм-река» по одноименному роману Вячеслава Шишкова. Уже давно российский сериал не обсуждали с такой горячностью и азартом. На первый взгляд, подавляющему большинству зрителей новая экранизация резко не понравилась. В комментариях к публикациям о сериале на kp.ru авторам вменяют в вину вольное обращение с первоисточником, упрощение и карикатуризацию характеров, искажение мотивации героев и т. п. В противовес зрители вспоминают краткую черно-белую экранизацию 1968 года режиссера Ярополка Лапшина как эталон прочтения шишковского текста.
Сериал имеет довольно низкий рейтинг на сайте-энциклопедии kino-teatr.ru — 3,4/10 (но в тоже время рейтинг на КиноПоиске — 7,7/10, на IVI — 7.6/10).
Но самое интересное, что по данным исследовательской компании «Медиаскоп» «Угрюм-река» остается самой популярной телепрограммой на протяжении всего периода трансляции. О чем это говорит? О том, что, несмотря на жесткую и часто обоснованную критику, россияне смотрели «Угрюм-реку» с большой охотой. И когда Первый канал с пафосом провозглашает проект «сенсацией года», он имеет на это веские основания.
Так за что же россияне полюбили новую «Угрюм-реку»? Накануне финальных серий (последняя выйдет в эфир 1 апреля) «КП» приводит мнения тех, кому сериал понравился. Не будем скрывать — отыскать их бурном потоке возмущений и проклятий в адрес Первого канала было непросто.
«Пересильд прекрасна»
Больше других артистов досталось Юлии Пересильд: многие считают, что Анфиса в ее исполнении неубедительна и в подметки не годится образу, который воплотила Людмила Чурсина в 1968 году. Но у нас на kp.ru есть и такое мнение:
«Именно такой и должна быть Анфиса (какой ее сыграла Пересильд. — Ред.). Чурсина не дотянула эту роль до совершенства. Скрытую вульгарность сыграть весьма трудно, что прекрасно изобразила Юлия».
А народный критик хоть и признает, что Пересильд не дотянула, пытается объяснить, почему это произошло и почему актриса тут не виновата:
«В кинематографе и в современном мире почти уже победившего феминизма роковые женщины исчезли как класс. То ли женщины разучились быть женщинами в полном смысле этого слова и сводить с ума мужчин, то ли актрисам просто не хватает харизмы. Ну а кто даже в Голливуде мог бы отыграть этот образ?! Пересильд — талантливейшая актриса. Но в то, что может с ума сводить так, что за нее отец, сын и прочие мужчины готовы глотки друг другу грызть и смерть принять, не верится. Но таков уж сюжет…»
«Поклонники старого фильма в принципе не хотят видеть новое»
Люди посмотрели в 1968 году черно-белое кино, будучи молодыми, вот оно и кажется идеальным, — рассуждает зритель на kp.ru:
«Пенсионеры не могут терпеть современного мнения. Отсюда и хамское отношение к современному творчеству. Браво творческой группе. Полагаю, что необходимо переиграть все лучшее из того, что было создано советскими кинематографистами».
С ним согласны другие зрительницы:
«Старый фильм я тоже видела несколько раз, но как то не впечатлил. Помню, сюжет в основном крутился вокруг Анфисы и ее отношений то с отцом, то с сыном Громовыми. Неприятная особа. Непонятны ее поступки, хотя мотивы ясны. Наверное, зря они так сократили экранизацию. Конец вообще скомкан».
«Столько здесь хвалебных од в адрес старого фильма прочитала… Меня же он абсолютно не впечатлил. Даже, скорее, не понравился. Какое-то тяжелое, неприятное послевкусие оставил. Новая версия нравится гораздо больше».
«Оба фильма хороши»
Другие зрители считают, что обе версии имеют право на существование и огульно ругать постановку Юрия Мороза как-то нечестно — не бывает так, что все плохо (отклики с kp.ru).
«Есть удачные сцены и есть неудачные. Понравился управляющий Илья (Александр. Яценко). В 6-й серии есть забавный эпизод, напомнивший о фильме «За двумя зайцами».
«А мне понравилась эта экранизация. И актеры хорошо играют. Смотрю с большим удовольствием, и мужу нравится. И фильм 1968 года смотрела. Они отличаются, но это не уменьшает интерес к ним обоим. Спасибо!»
«Фильм захватывает и не отпускает. Красивые панорамные виды. Все органичны, кроме Балуева»
«Смотрю с удовольствием! Нравится все: и актеры и игра и вся сама постановка!»
«Да там вообще все отлично»
Те, кто не видел фильм 1968 года и, скорее всего, не читал роман Шишкова, пишут самые добрые отзывы. Они просто смотрят сериал и наслаждаются им:
«Актерский состав собран не шуточный, очень сильные личности. Знакомые лица, полюбившиеся мне в других сериалах здесь они предстают в новых ролях. Смотреть интересно и довольно любопытно. Сериал получился очень атмосферный, красивый, настоящий, по-славянски суровый и характерный. Благодаря костюмам, декорациям, диалогам и прекрасной игрой актеров я с головой окунулась в то время, в ту эпоху и получила удовольствие от просмотра».
Тепло приняли «Угрюм-реку» и в сообществе журналистов, пишущих о телевидении. Высоко оценил сериал, например, телекритик Александр Горбунов:
«Радостно комментировать достойный проект. Смотрю второй день и получаю удовольствие от натурных съемок, сильного актерского ансамбля, музыки, операторской работы и достойного сценария. Убежден, что такие экранизации способны побудить зрителей к прочтению литературной основы».
Итого
Несмотря на волну отрицательных отзывов, сериал «Угрюм-река» прошел в эфире с оглушительным успехом. Для отечественной телеиндустрии это своего рода сигнал и продюсеры мотают на ус: вот так экранизировать знаковые «ретророманы» можно и нужно. А значит, в ближайшее пять лет (примерное время, требуемое на написание сценария, съемки, а также на до- и съемочный периоды большого и сложного проекта) можно ждать новых сериалов с претензией на «сенсацию года».
«Угрюм-река». 16 серий.
Режиссер Юрий Мороз.
В ролях: Александр Балуев, Александр Горбатов, Юлия Пересильд, Софья Эрнст, Александр Яценко и др.
Где смотреть после эфира на Первом канале: онлайн-кинотеатры kino.1tv.ru, Амедиатека, IVI, КиноПоиск HD (в расширенном пакете с Амедиатекой).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Над Сибирью тучи ходят хмуро, край суровый алчностью объят: эпопея «Угрюм-река» на Первом канале: Масштабная экранизация романа о превращении смелого мечтателя в безжалостного монстра (Подробнее)