Больше песен, меньше постельных сцен и вот-вот станет ясно, кто всех убил!
Старожилы российского сериального стриминга помнят, что вообще-то в «Содержанках» — в этой томной саге о страданиях высшего общества Москвы, была еще и детективная линия. Периодически там кого-то загадочно убивали, но все это происходило на втором плане, а на переднем все два сезона неторопливо разворачивался холодный мир выспренных циников, где никто никого совсем не любит. Но третий сезон выходит с пометкой «Развязка», а разбираться со всем этим позвали Юрия Мороза — он стал уже третьим режиссером проекта после Константина Богомолова и Дарьи Жук.
Объясняя избранную им стратегию, Юрий Мороз рассказал о концепции аквариума: в нем на манер хищных рыб живут сытые и богатые персонажи «Содержанок», отгородившись от реального мира обслуживающих их живых людей. Соответствующие образами кишит вся первая серия — именно рыбку рисует героиня Дарьи Мороз на запотевшем стекле душевой кабинки, к рыбным же метафорам прибегают то одни, то другие герои.
По ощущениям третий сезон более динамичный — или «мужской», как предпочитает говорить менеджмент видеосервиса Start. Фирменная, заложенная еще Богомоловым замороженность теперь заметно менее выражена, хотя в целом сериал, конечно, все так же полон нарочитой театральщины. И если в 2019 году эта ненатуральность выглядела вполне по-новаторски, то теперь, когда в тренде гиперреализм, с максимально приближенными к обыденной речи репликами, «Содержанки» кажутся щемящим приветом уходящей эпохе в бурном потоке отечественных сериалов. А диалоги все так же парадоксально хороши в своей кристальной неестественности («Содержанок» давно снимает не Богомолов, но дело его живет):
— Будешь по мне скучать?
— Нет. Не буду. И ты не будешь. Скучают по тем, кого любят.
Это был разговор в постели после секса, если что. Или вот еще:
— Предают тех, кто предан. Чтобы вас не предавали, не будьте никому преданы.
Кстати, о сексе и обнаженке вообще. Раньше всего этого добра в «Содержанках» было анекдотически много, голую Дарью Мороз зритель лицезрел детально и во всех мыслимых ракурсах. Теперь же за целую серию героиня актрисы раздевается один раз. В душе. Сквозь запотевшее стекло (кажется, новый режиссер пришел со своим чувством вкуса, меры и такта).
Стало заметно больше песен. И без того богатый саундтрек сериала (не будет лишним еще раз сказать спасибо продюсерам за то, что они открыли широкой российской публике нидерландскую певицу Covasc) всего за одну серию пополнился едва ли не десятком новых композиций, в диапазоне от Charlotte Cardin (Dirty Dirty) до любимого видеосервисом Start поющего актера Глеба Калюжного («Мяу»). Правда, иногда треков настолько много, что сериал становится похож на один бесконечный клип.
Так что там с сюжетом? Напомним, в конце второго сезона бывшая следователь Лена Широкова (Дарья Мороз) в последний момент решает не лететь в прекрасное будущее с любовником, бизнесменом Глебом Ольховским (Владимир Мишуков) — разлюбила, вдобавок подозревает его убийстве. Третий сезон начинается с душной свадьбы чиновника-бизнесмена Чистякова (Константин Лавроненко) и певицы Карины Штерн (Сабина Ахмедова). И гости, и молодожены понимают, этот брак построен на чем угодно, только ни на любви, но таковы уж правила игры в этом аквариуме.
Лена Широкова отлично вписалась в некогда новый для себя мир и теперь управляет, и весьма успешно, галереей Даши (Софья Эрнст). Тем временем сама Даша собирается лететь в Америку, вести еще более успешный бизнес с модной художницей. Как всегда, более прочих похож на живого человека только чиновник Игорь Долгачев (Сергей Бурунов), но он всеми брошен — и любовницей Дашей, и женой Милой (Марина Зудина), плюс на работе проблемы — в сытные схемы его боле не берут, хотя замышляется там кое-что с госбюджетом. Кое-кого опять убивают. Режиссер Дарюс (Игорь Миркурбанов) продолжает снимать свой плохой сериал, на сей раз на основе реальных событий. На горизонте всплывают несколько новых персонажей — например, психотерапевт Эмма (Виктория Толстоганова). Появляются герои Александра Горбатова и Сергея Гилева.
Шоураннер «Содержанок» Ирина Сосновая полагает, что главное отличие ее проекта в том, что к героям нельзя применить классический подход и либо их ненавидеть, либо сопереживать. И это действительно так, но по факту к ним испытываешь не попеременно то одно, то другое. Подавляющее большинство персонажей не способны хоть к какой-то эмпатии, зациклены исключительно на себе и у любого нормального человека вызывают межвидовую брезгливость; идеальный финал этой истории — когда они все запираются в одном комнате и каким-то образом исчезают навсегда.
«Я никогда не могла полюбить мужчину без денег», — искренне признается актриса Карина Штерн. «Мы все любим себя. И деньги», — зловеще улыбается галеристка Даша. Мир «Содержанок» уродлив настолько, что спасти его можно только путем тотальной ликвидации.
Хотя Лена Широкова попробует воздействовать точечно привычными ей методами. Оказывается, став своей в мире больших денег и начав терять себя прежнюю, она вовремя остановилась и замыслила… скажем, кое-что эдакое.
Посмотреть развязку «Содержанок» имеет смысл прежде всего потому, что таких сериалов больше не будет. Смотреть кино про искусственных людей в Москве двадцатых годов XXI века отныне неинтересно, потому что пластмассовая суть этой вселенной раскрыта до конца. Приглашенный режиссер Юрий Мороз ставит в не им начатой истории убедительную точку, разбивая аквариум с хищными рыбами к чертовой матери.
«Содержанки». 3-й сезон. Развязка. 8 серий, драма.
Режиссер: Юрий Мороз.
Где смотреть: видеосервис Start, с 10 июня.