Виктор Сухоруков, Никита Волков, Ирина Пегова, Виктор Добронравов в истории про неспокойный Петроград 1921-го.
В 2007 году режиссер Сергей Урсуляк снял сериал «Ликвидация» про укрощение бандитизма в послевоенной Одессе и открыл люк в бездну. С тех пор в разной степени лихие детективы в историческом российском антураже снимают безостановочно. «Цыпленок жареный» режиссера Елены Николаевой («Ангел в сердце», «Не отрекаются любя») на Первом канале — один из них.
Итак, 1921-й, Петроград. Облик обнищавшего голодного города стремительно меняет НЭП — новая экономическая политика. Открываются частные булочные, мастерские, на глазах расцветает торговля, входят в моду кабаре и фокстроты. Владельцы бизнеса, понятно, богатеют — следовательно, появляются банды, охочие до их капиталов. Чекисты по мере сил пытаются с бандитами бороться, но на деле часто лишь множат убийства ни в чем неповинных людей.
Для читателя, не заставшего советское школьное образование, придется пояснить суть НЭПа в самых общих чертах. К 1921 году большевики окончательно разорили некогда богатую империю и строить коммунизм было не на что. По всей Стране Советов полыхали голодные крестьянские и рабочие бунты. Тогда Ленин и придумал НЭП. Для начала продразверстку (это когда у крестьян изымали почти весь урожай) заменили продналогом (часть урожая все же оставляли) и разрешили брать землю в короткую аренду. Предполагалось, что крестьяне будут меняться плодами своего труда с рабочими в рамках смычки города и деревни. Условно, тыкву на утюг. Разумеется, этого не вышло, и Советы вынужденно и лишь на время разрешили свободную торговлю. Изощренный садистский замысел Ленина был в том, чтобы по-быстрому поправить экономику, а потом все обратно запретить, а нэпманов перевешать (собственно, через несколько лет все так и сделали).
Действие в «Цыпленке жареном» развивается в первые месяцы НЭПа. Нэпманов Петрограда, которых грабят по пять раз на дню, берется крышевать Дядя Коля — влиятельный мафиози в исполнении колоритного Виктора Сухорукова. Он заседает в тайном трактире, куда вход только через морг, его обихаживает томная супруга Дина (Ирина Пегова), а в любимчиках у него ходит Родя (Никита Волков) — не чурающийся поэзии авантюрист, анархист и сердцеед, предпочитающий решать дела без мокрухи. Дела идут ровно, но вдруг в город присылают нового чекиста Кумова (Виктор Добронравов). На словах он защитник Советов, а по факту жестокий убийца, норовящий подмять под себя Дядю Колю, да еще и наркоман (в основе образа — реальный чекист с руками по плечи в крови Якоб Петерс).
Тем временем за счастьем в Петроград едет юная псковитянка Изольда (Анастасия Уколова) — устраивается в трактир Дяди Коли, распевает там того самого «Цыпленка жареного» и неровно дышит на Родю. Тогда как он сам взволнован Клавой (Любовь Аксенова) — художницей в прозрачных одеждах, променявшей Париж на идеалы комсомола. А еще есть честный чекист Митя (Максим Белобородов) и сомневающийся Жмых (Алексей Вертков), брутальная чекистка Петрова (Анна Уколова), держатель подпольного борделя Кочерский (Павел Трубинер), портной Латочкин (Александр Яценко) и много других непрестанно взаимодействующих персонажей. Но сценаристу Дмитрию Алейникову и этого мало: в сюжет введен еще серийный маньяк в стиле Конан-Дойла, насилующий и убивающий девушек, а затем срезающий с них воротничок. Про маньяка много знает бывший царский следователь, а ныне тоже авантюрист хоть куда Бухнер (роль недавно и так рано ушедшего актера Ивана Рудакова).
Впечатлительные натуры норовят увидеть в этом сумасшедшем коктейле то портрет эпохи, то параллели со временем сегодняшним. На мой взгляд, выискивать философию в историях такого рода — последнее дело. Претензии на наш ответ голливудским гангстерским боевикам про эпоху сухого закона, наверное, не лишены некоторых оснований, но все-таки «Цыпленок жареный» начисто лишен подтекста, персонажи схематичны, а старания актеров поверить в заданные обстоятельства торчат из фабулы белыми нитками — хотя в заданном и привычном для нашего ТВ жанре все это нестрашно.
Да, то булочник, то еще кто позволяют себе короткие монологи вроде «Власть поменяли, а простой люд все равно голодный», и чекистов в прежние-то времена кровопийцами не выставляли, но все равно это никакая не драма, тем более без претензий на историческую правду, а размашистый эскапистский аттракцион — только и всего, который можно смотреть, полностью выключив мозг, чтобы отвлечься, наконец, от нашей пандемийной мглы. Если, конечно, вам такие истории еще не надоели.
Разве что цыпленка из песенки (признайтесь, вы ведь тоже знаете хотя бы один куплет наизусть), у которого не задалась судьба, можно воспринимать как среднестатистического нэпмана, который тоже закончит очень-очень плохо, как бы ни хорохорился.
«Цыпленок жареный». Исторический авантюрный детектив, 16 серий.
Режиссер: Елена Николаева.
В ролях: Никита Волков, Максим Белбородов, Любовь Аксенова, Виктор Сухоруков, Виктор Добронравов, Ирина Пегова, Алексей Вертков, Александр Яценко, Павел Трубинер, Иван Рудаков и др.
Где смотреть: Первый канал, с 31 января.
Главной фото: кадр из сериала