Богинская — богиня, а мужики — сво..: Любовь Аксенова в объятиях манипулятора в драме «Жить жизнь»
Она чувствует себя марионеткой в его руках, но ее все равно тянет к нему. Как бы чего не вышло!
Красивая, молодая, но уже очень успешная маркетолог Анна (Любовь Аксенова) ссорится со своим мужем (Юрий Чурсин), пока они едут в дождь в красивом автомобиле по Садовому кольцу Москвы. Залитая слезами, а через миг и дождем, Анна выходит из машины (двери красиво открываются вверх — стало быть, это не просто дорогой автомобиль, а очень дорогой автомобиль). Муж уезжает — и через три секунды влетает под грузовик.
Мертвый, он с молчаливым укором смотрит на зрителя сквозь дождь.
Анне понадобилось немало времени, чтобы прийти в себя. Помогла старшая подруга (Дарья Мороз): отогрела, откормила фирменным борщом. И вот уже Анна снова в строю. Мертвый муж ей еще мерещится, но она уже готова снова в кого-то влюбиться.
Так оно и вышло: хирург-маммолог Матвей (Роман Васильев) — вроде не красавец и даже не богач, вызвал у Анны пристальный интерес с первого визита в клинику. Долго ли, коротко ли — вон они уже в ресторане. У Анны многолетний опыт бизнес-переговоров и она, как ей кажется, с ходу раскусывает вульгарные пикап-приемчики, которые зачем-то применяет Матвей. Она говорит ему об этом в лицо. Но все же Анну влечет к Матвею и она продолжает общение — надеясь, что ее навыки помогут ей противостоять манипулятору.
Сериал «Жить жизнь» (онлайн-кинотеатр START, с 13 апреля) преподносится как проект об абьюзивных отношениях: «Он — игрок, она — ресурс. Их отношения — жестокая игра. Но что, если «ресурс» вычислит манипулятора и захочет обыграть его на его же поле?» Ну что ж, дело хорошее, тема актуальная, манипулятор нынче изощренный пошел — надо, надо рассказывать об этом в том числе шершавым языком сериала.
В основе сюжета — одноименный бестселлер Анны Богинской. Родившись в Белоруссии и какое-то время поработав там на телевидении, она перебралась в Киев, где построила блестящую карьеру поп-психолога, наставляющего женщин по всему постсоветскому русскоязычному пространству. «Жить жизнь» — это «роман-тренинг», входящий в трилогию и, вероятно, включающий в себя в том числе персонифицированный опыт автора. Собственно, героиню в романе (и в сериале) так и зовут — Анна Богинская.
Самое поверхностное знакомство с текстом романа позволяет понять, какой аудитории реальная Богинская продает свои книги и тренинги. Существует весьма многочисленная популяция женщин, крайне озабоченных саморазвитием — при этом начисто лишенных критического мышления и не имеющих системного образования. Качественный научпоп они читают вперемешку с гороскопами; в их головах прекрасно уживаются всполохи буддизма, эзотерика и начатки христианства; вокруг них непременно сияет аура, они регулярно чистят чакры и открывают каналы космосу, рисуют карты желаний и несут деньги инфожулику Елене Блиновской. В силу своих особенностей они верят, что благодаря хитроумным техникам можно стать счастливой — надо только ее найти, эту технику. Это для них издавала книги миллионными тиражами американка Луиза Хей, считавшая, что все болезни от плохих мыслей и можно вылечиться при помощи позитивного мышления. Но Хей умерла, а книги примерно о том же самом для русскоязычных женщин пишет теперь Анна Богинская (даже название ее романа напоминает заглавие книжки Хей «Ты можешь исцелить свою жизнь»).
И пусть себе пишет на здоровье: какая разница, какое именно заблуждение помогает женщине обрести душевный покой. Но мы говорим о сериале, то есть разновидности визуального искусства. Как писатель Анна Богинская… как бы помягче выразиться… не очень хорошо придумывает и излагает. Отнести «Жить жизнь» к худлиту можно только технически — почти уверен, что автор и сама это понимает. Это и в самом деле «тренинг», кое-как облеченный в художественную форму. Кристальный образец графомании, наполненный языковыми штампами и самыми примитивными образами. Примерно таким языком пишут дамские романчики с розочками и целующимися парочками на тонких обложках. Только бульварная литература предлагает разве что скоротать время в поезде «Челябинск — Анапа», а тут претензия на острую злободневность.
И вся эта звенящая пошлость была только усугублена в процессе переноса на экран. Ссориться надо в дождь. В кадре все должно быть красиво. Какое-то количество глупостей из книжки по дороге потерялось — например, в сериале подруга героини — бывший медик, хотя бы не говорит Богинской, что ее опухоль груди вызвана «психосоматикой». Но все самое аппетитное осталось.
Шоураннерами «Жить жизнь» значатся Ирина Сосновая и Дарья Мороз — люди, с энтузиазмом угробившие как минимум любопытных «Содержанок», превратившие этот метамодернистский сериал-спектакль к четвертому сезону в апофеоз глупости, к которому даже не потрудились написать сценарий.
И да, «Жить жизнь» — это опять про богатых москвичей: социальный класс, обитающий в мифическом стерильно-красивом мире, чьи интересы ограничиваются комфортом, сексом и вот еще абьюзом (а как же бизнес, ребят?).
Самое смешное, что создатели сериала нехило озаботились картинкой и некоторые их идеи чудо как хороши. Например, очень классный межкадровый переход в первой серии, когда голая Аксенова оказывается на крыше автомобиля с мертвым мужем — камера едет вверх, и оказывается, что Люба уже в душе. Красиво — и бессмысленно: настолько, что в этом начинает чудиться смысл.
Всем вредным зрителям не угодишь — и на «Жить жизнь», уверен, найдется своя благодарная зрительница, испытавшая катарсис — а то и не один. Жалко только, что онлайн-кинотеатр START, который было за что любить, все очевиднее дрейфует подальше от реальной жизни и живых героев — в сторону раскрашенных картонок, и становится стриминговым сервисом исключительно для девочек с дурным вкусом.
Все это началось в 2020-м с очень слабых «257 причин, чтобы жить», продолжилось в плоских «Бывших», в как бы иронических «Двух холмах» и, наконец, достигло пика имени Анны Богинской. Ничего столь же сильного про созависимые отношения, абьюз и манипуляцию, как «Псих» (More.tv) или «Обоюдное согласие» (KION), по-видимому, на START уже не покажут.
«Жить жизнь». Драма, 8 серий.
Режиссер: Артем Аксененко.
Сценарий: Анна Богинская, Михаил Зубко.
В ролях: Любовь Аксенова, Роман Васильев, Юрий Чурсин, Дарья Мороз, Даниил Воробьев, Анастасия Крылова, Игорь Гордин, Александра Ребенок и др.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр START, с 13 апреля.
Главное фото: постер сериала