Главная (выберите раздел)

«Духless» по-норвежски: почему стоит смотреть скандинавский сериал «Выход есть»

Время прочтения: 3 минуты
Дата публикации: 28 мая 2021

В качестве культурного импорта из Норвегии мы привыкли получать детективы Ю Несбё и песни группы A-ha, а вот остросоциальная драма про душевные терзания представителей финансовой элиты — это, согласитесь, неожиданно.

Впрочем, чему тут удивляться: Норвегия — одна из богатейших стран мира и, если уж и рассказывать о проблемах тех, кто купается в деньгах, то как раз на примере норвежцев.

Саймон Дж. Бергер, Пол Сверре Валхейм Хаген, Йон Эйгарден и Тобиас Зантельман в сериале «Выход есть». Фото: кадр из фильма

Авторы взяли за основу реальные истории четырех друзей, успешных и достаточно молодых (не старше сорока) бизнесменов, для которых миллионы на банковском счету — это не фраза из голливудского кино, а повседневная рутина. Как с умом насладиться свалившимся на тебя богатством? Об этом друзья рассуждают, общаясь с журналистом, готовящим для глянцевого журнала материал под условным названием «Финансовое будущее Норвегии».

В тех, кто наблюдает за похождениями квартета норвежских толстосумов, закипает классовая ненависть. Фото: кадр из фильма

«Вы мечтаете купить яхту, обзавестись дорогими часами, переспать с супермоделью? — спрашивает репортера один из героев. — Для меня это уже давно не мечты, у меня все это и многое другое было…». Журналист, улыбаясь в ответ, наверняка испытывает при этом не самые приятные ощущения, понимая, что вот этот холеный мужик, практически его ровесник, живет по совершенно другим правилам. И если ты в погожий денек радуешь себя бутылочкой пива, то он для повышения настроения берет новую модель «Порше» — ну как тут не сдохнуть от черной зависти?

Пол Сверре Валхейм Хаген и Саймон Дж. Бергер в сериале «Выход есть». Фото: кадр из фильма

Антипатия, которую испытывает корреспондент, передается и зрителям: главным героям, порой ведущим себя как законченные подонки, симпатизировать и впрямь довольно сложно. Захотелось — накачался наркотиками и порезал ножом проститутку. Захотелось — избил до полусмерти заглянувшего к тебе на огонек гостя (причем не стесняясь, на глазах у стальных приглашенных), а затем просто вызвал адвоката, чтобы тот замял дело. Страдания героев — ох, как же скучно жить, чего бы такого придумать, чтобы развлечься! — вряд ли найдут отклик в зрительской душе. В тех, кто наблюдает за похождениями квартета норвежских толстосумов, скорее закипает классовая ненависть — дескать, я б их всех к стенке поставил, без суда и следствия!

Как с умом насладиться свалившимся на тебя богатством? Фото: кадр из фильма

Однако, какой бы омерзительной не была эта четверка, оторваться от сериала практически невозможно. Сделан он мастерски, и главным секретом мастерства в данном случае является умение авторов контролировать свои эмоции. Они не стремятся читать мораль и бичевать пороки общества, но при этом и тайного восхищения богатством и вседозволенностью здесь тоже нет — этим, кстати, норвежский фильм выгодно отличается от многих других подобных картин, например, российского хита «Духless».

Ине Марие Вильман и Пол Сверре Валхейм Хаген в сериале «Выход есть». Фото: кадр из фильма

Создатели сериала предлагают нам самим делать выводы и давать оценки, не навязывая свое мнение. Увы, те, кто придумывал фильму российское название, данный посыл явно не поняли, решив расставить акценты по-своему. «Выход есть!» — оптимистично утверждают они, в то время как в оригинале сериал именуется просто «Выход». И есть ли он у вконец запутавшихся главных героев, сказать на самом деле очень и очень сложно…