Первый канал тоже устал от плохих сериалов и снял хороший (Тьфу-тьфу!)
Представьте, что вы босс большого телеканала. Телевидение стареет, молодежь ушла в Сеть и назад уже не вернется, но те, кто остался, с удовольствием смотрят такие сериалы, как «Тест на беременность», «Поздний срок», «Дом с лилиями». Все это предельно простые мелодрамы с «деревянным» сюжетом и плохими диалогами. Спасти актерской игрой это невозможно, поэтому актеры там словно отбывают повинность.
Это не оттого, что снимают тяп-ляп, все так и задумано. Это сериалы для фонового смотрения: поглядывая иногда на экран, телезрители готовят ужин, пылесосят, гладят внуков по голове. Именно поэтому в таких сериалах мало персонажей и ведут они себя самым очевидным образом. Герои или плохие, или хорошие. Смотреть их легко. Выйдя из комнаты на 5 минут и вернувшись, вы ничего не упустите.
У босса телеканала есть два пути. Первый — самый легкий: заказывай себе именно такие сериалы и вздыхай, глядя, как в сводках все больше падает аудитория (зрителей становится меньше, потому что они, извините, элементарно умирают от старости). Второй — неблагодарный: можно попытаться привлечь к экранам тех, кто про телевизор и думать забыл. Как? Хорошим контентом, конечно.
Именно поэтому хочется пожелать сериалу «Триггер» удачи и высоких рейтингов. Ощущение, что гендиректор Первого Константин Эрнст вбрасывает его в топку эфира, остервенело напевая: «Это есть наш последний и решительный бой…». Ведь по всем параметрам это сериал не для телевидения. Он больше подходит для онлайн-платформ. Интернет-зритель и смотрит по-другому: буквально глаз с экрана не сводит — а значит ему можно рассказать более сложную историю. Настоящую историю. В которой не все сразу понятно, где вопросов больше, чем ответов. Где есть то, что так манит сериаломанов в лучших зарубежных проектах.
Риск, что не получится, огромен. Может случиться так, что вскормленный мелодрамами постоянный зритель канала в недоумении переключится на «Россию 1», а все остальные даже за пульт не возьмутся. Тем не менее, Первый рискует. 16 серий планируется показать в течение 4 недель — по одной серии с понедельника по четверг, причем не после 23.00, как было с «Методом», а в вечерний прайм — в 21.30. А значит, в высокий рейтинг все-таки верят. Заодно меняется вечерняя сетка вещания по будням вообще: после «Триггера» прицепом начинается новое шоу «Док-ток» с Ксенией Собчак, с плавным переходом в «Вечерний Ургант». Первую серию «Триггера» презентовали самым неожиданным образом — за три дня до телепремьеры ее показали в «Вконтакте». Понятное дело, надеясь втащить потом аудиторию соцсети в эфир — досматривать все остальное. Все для того, чтобы вы включили телевизор.
«Триггер» — это отчаянная попытка взять еще ни разу не взятую планку в условиях выжженной пустыни. Это самая громкая на данный момент претензия компании «Среда» Александра Цекало на «мы не хуже, а даже лучше Netflix и прочих HBO». Сериал очень долго доводили до ума: премьера первых двух серий в Каннах состоялась аж осенью 2018 года.
Итак, что это будет? Сюжет скороговоркой: психолог Артем Стрелецкий в исполнении очень худого и бешеного Максима Матвеева выходит из тюрьмы — отсидел за то, что его клиент покончил с собой. Артем эффективен, он помогает решить самую тяжелую личностную проблему за 1-2 сеанса. Правда, метод его максимально жесток: он намеренно унижает людей, ставит в неловкое положение, нажимая на тот самый спусковой крючок — триггер…
Матвеев, сыгравший в десятках хороших сериалов, очень привычный для зрителя, в «Триггере» совершенно неожиданный. Эта роль — качественный скачок для него, и он это, конечно понимает. Нечасто, ох нечасто российский актер после съемок в сериале говорит, что «мне хочется, чтобы кино поскорее вышло Это мощная этапная работа, в какой-то степени трудная, приносящая понимание своей природы».
Его герой — психопат, тронутый, циник «без берегов», которому наплевать на всех, и на себя в первую очередь. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все сложнее — помогая другим, он не может помочь себе и его цинизм, как ни странно, состоит из сострадания. Интересно вникать в конкретные ситуации каждого из клиентов психолога — как в истории пациентов доктора Хауса, например, но с тем отличием, что медицинские диагнозы на себя примерять не хочется, а психологические — как раз-таки да. «Триггер» — в прямом смысле психотерапия для зрителя, ничто не мешает после серии поискать болевые точки у себя самого.
Не хочется раздавать авансы, но, кажется, команде Александра Цекало (шоураннер: Александра Ремизова, сценарий: Андрей Золотарев, Лев Мурзенко, режиссер: Дмитрий Тюрин) удалось нащупать оригинальную идею и построить вокруг нее нескучную вселенную с многоголосным психологизмом. Заодно это позволило Матвееву вырваться из качественных, но ужасно унылых клише (Вронский в «Анне Карениной») и вместе со всей бандой подвзорвать само понятие русского сериала. На наших глазах происходит то, что уже случилось на Западе: сериалы обретают романную форму. В пионерах тут, понятно, онлайн-сервисы Premier и Start, но вот уже и Первый, покряхтывая, рвет шаблоны. И ведь не только денег ради (напомним, производство сериалов — это бизнес такой).
«Сериалы становятся невероятно увлекательными, к их созданию привлекается все больше режиссеров-авторов, — говорит Матвеев, предвосхищая премьеру «Триггера». — С другой стороны, и сами производители уже не хотят превращать процесс в сухое производство, потому что этим стоит заниматься, только если умеешь фантазировать, можешь увлечь даже себя. Телевидение становится все более авторским, и это здорово, правильно. Это касается и нашего с вами телепроизводства: оно становится интереснее по всем позициям — финальный результат, сам процесс, и я этому очень радуюсь».
В кои-то веки в зрителя настолько верят, что даже название для международного рынка менять не стали (а там сериал заметили): изначально «Триггер» в России должен был называться «Провокатор». А потом, видимо, решили, что не такие уж мы дураки и как-нибудь справимся с иностранным термином.
«Триггер». ПЦ «Среда». 16 серий.
В ролях: Максим Матвеев (Артеём), Игорь Костолевский (Александр), Светлана Иванова (Даша), Виктория Маслова (Лера), Роман Маякин (Денис), Влад Тирон (Матвей), Ангелина Стречина (Катя), Марк Юзеф (Кирюша), Данила Дунаев (Владимир)
Оператор: Николай Богачев.
Композитор: Райан Оттер.
В эфире: Первый канал. С 10 февраля, 21.30.
По подписке: kino.1tv.ru.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СЕРИАЛЕ «ТРИГГЕР»
1. Провокативная психология — это не художественный вымысел авторов сериала, а реальный метод, используемый в психологии. Хотя в жизни все происходит не так жестко.
2. Максима Матвеева консультировал опытный практикующий психолог Сергей Насибян. Актер говорит, что его учили находить болевые точки в системе переживаний человека, «нажав» на которые, можно добиться эффекта, как в сериале. Так что поосторожнее теперь с Максимом!
3. Сериал был тепло принят на ярмарке телеконтента MIPCOM в Каннах в 2018 году. Права на показ за рубежом приобрел крупный европейский байер — компания Beta Film.
4. Возможно, в США будет снята американская адаптация «Триггера».
5. От рождения идеи до окончания работы над сериалом прошло более пяти лет.