Несчастливы вместе: Оскар Айзекс и Джессика Честейн разыгрывают «Сцены из супружеской жизни»
Ремейк классического мини-сериала о крахе семьи и сложных отношениях вышел в Амедиатеке
Джонатан (Оскар Айзекс) и Мира (Джессика Честейн) — счастливая, казалось бы, семейная пара, прожившая вместе уже более десяти лет. Он — профессор философии; она — руководительница проектов в крупной IT-компании. Мира зарабатывает на порядок больше, а Джонатан занимается воспитанием их дочери. Сложившееся положение вещей вроде устраивает обоих, о чём супруги более-менее охотно сообщают пришедшей взять у них интервью студентке; но вскоре этот брак начинает активно трещать по швам.
Оригинальный мини-сериал Ингмара Бергмана, вышедший на шведском телевидении в 1973 году, а остальному миру продемонстрированный в качестве сокращённой полнометражной версии, по праву считается современной классикой и основой для вдохновения многих режиссёров. Из совсем недавних громких примеров можно, скажем, вспомнить позапрошлогоднюю «Брачную историю» со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером, собравшую урожай наград. Израильский режиссёр и сценарист Хагай Леви идею ремейка вынашивал с 2013 года, но осмелился взяться за проект лишь после прямого предложения со стороны сына Ингмара, Даниэля Бергмана, который выбрал Леви из-за созданного тем сериала «Пациенты». Кроме того, есть в послужном списке Хагая и ещё один близкий по духу сериал — «Любовники», где взгляд на происходящие события попеременно подаётся то с мужской, то с женской точки зрения.
Сохраняя внешнюю канву повествования — за что новой версии уже пеняют некоторые западные критики, недоумевающие, стоило ли рассказывать ровно ту же самую историю, просто с другими актёрами, — Хагай, тем не менее, то и дело привносит в кадр приметы времени. Так, уже в открывающей сцене ломается «четвёртая стена» и демонстрируется, как Джессика Честейн, окруженная ассистентами в медицинских масках, проходит на съёмочную площадку, уже после чего начинается действо. А интервьюирующая супругов студентка отмечает, что пишет научную работу по гендерной психологии о семьях, где основным кормильцем является женщина (и уточняет, какие местоимения предпочитают использовать наши герои).
Главный приём, который здесь пускается в ход, — инверсия ролей: по сути герои меняются местами и психологически более уязвимым и консервативным персонажем на этот раз оказывается Джонатан, который и пытается сохранить распадающийся брак, в то время как именно амбициозная бунтарка Мира решает уйти из семьи, сочтя, что текущее положение вещей её не устраивает. Но такая перемена слагаемых хоть и несколько усложняет уравнение, не позволив однозначно выделить «виноватого», в конечном счёте приводит героев, а с ними и зрителей, к обсуждению всё тех же вечных проблем любви, порой перерастающей в ненависть, и отношений, что и полвека назад.
И поскольку всё вновь сводится практически к пьесе на двоих (остальные персонажи в кадре надолго не задерживаются), можно только похвалить создателей ремейка за выбор исполнителей главных ролей, которых связывает давняя история дружбы. Джессика и Оскар не только уже играли оказавшуюся в весьма непростых условиях супружескую пару в криминальном триллере «Самый жестокий год», но и учились актерскому мастерству в в Джульярдской школе (Нью-Йорк) в начале 2000-х. Именно их взаимодействие приковывает внимание к экрану и позволяет словно заново пережить эти эмоциональные горки. Но даже если и Честейн, и Айзекс вам по сердцу, то всё же приготовьтесь к тому, что, по сути, эта история о том, как два хороших человека будут причинять друг другу и моральную, и физическую боль на протяжении пяти часов.
Сериал «Сцены из супружеской жизни» можно посмотреть в онлайн-кинотеатре «Амедиатека»