Сериал «Собор» — сумбурная сказка в исторических декорациях с Петром Первым Авериным
Светлана Иванова, Александр Балуев, Сергей Марин и их приключения в псевдопетровской Росиии
Сериалы костюмные, исторические, приключенческие, чтобы там и любовь, и голуби, и шпаги звон как звон бокала — почти беспроигрышный жанр. Кажется, даже с хромым сценарием пойдет у зрителей на ура. Но это только кажется. И сериал «Собор» это лишний раз доказывает.
Начинается наша сказка в исторических декорациях начала XVIII века, в кокошниках и косоворотках, прямо со сцены порочной любви, яблочным натюрмортом выложенной на берегу Псковской речушки. Отчаянный холоп Ванька Старшов, красавец-сердцеед (Сергей Марин) давно облизывается на боярскую дочку Марию, а та берет да и отвечает ему взаимностью. Вот и конфликт интересов нарисовался — не по Сеньке шапка-то!
От него и будем плясать, решил режиссер Сергей Гинзбург («Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Зорге», «Отчим»).
Отец Марии князь Бадарин (Александр Балуев), конечно, узнает о запретной межсословной любви Марии и решает извести Старшова, а дочь выдать за человека своего круга. А Старшов проклинает не абы кого, а самого Господа Бога, и отправляется к царю Петру Первому, с целью ратными подвигами пробить себе дорогу к княжескому титулу. Чтобы, значит, стать им — человеком круга.
Дальше начинается нестройная постановка, достойная передвижного театра, только что с успехом ограбившего богатый обоз Большого с яркими историческими костюмами.
Старшов сперва попадает в грязные лапы к лесным разбойникам и на расправу к их личной карманной Бабе Яге, от которых вскоре удачно сбегает, чтобы угодить прямиком в Преображенский полк царя Петра. Там он натыкается на самого государя, принимается им же в полк, где колотит дворян, круглого болвана Меньшикова в исполнении Яна Цапника и всячески хулит Бога: мол, я к тебе и так и эдак, а ты мне Марийку не отдал. За то ему — зеленый офицерский кафтан с царского плеча, треуголку, а там уже и титул маячит.
Параллельно развивается линия брата Марии — Андрея, младшего князя, которого тоже потянуло на подвиги во славу Отечества. В роли бадаринского сынка выступил актер Алексей Бардуков, и, надо сказать, роль ему не поддалась…
Все это выглядит настолько неправдоподобно, что даже знаменитая фраза, которую приписывают Дюма — «История это — гвоздь, на которой я вешаю свои романы», никак не оправдывает и не спасает то действо, что творится в сериале (зрители пытались найти тут историчность — не надо). Кажется, каждая вещь просто вопиет об этом. Наспех переделанная деревушка из фильма «Холоп», в которой происходят события первых серий, с забавными разноцветными смешными стеклышками на окнах, оставшимися от съемок знаменитой кинокомедии. Ведьма как из сказки про Бабу Ягу. Страшный разбойник с огромной пиратской серьгой и измазанными сажей зубами (Антон Кузнецов). Батальные сцены а-ля дворовая игра в «войнушку». Остолоп Меньшиков. Тот самый Меньшиков, русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор, президент Военной коллегии…
Если этого мало, вот что пишут о сериале на кинофорумах:
«Как исторический — фильм никакой. Батальные сцены — это просто пародия какая-то. Лучше бы их совсем не было ! Роль Меньшикова, виднейшего государственного деятеля и сподвижника Петра, не только унизили до роли шута и казнокрада, но и еще повесили в конце сериала клеймо госизменника. Я в шоке! Игра актеров в большей степени проходная… Отыграл и ладно… Сценарий очень слабый и сильно лживый… И это не оправдывается художественным вымыслом!
Это скорее какая то лубочная ряженая сказка с претензиями на духовность и православность… Создатели, вам должно быть стыдно за такой фильм!»
«У фильма всё та же беда, что и у подавляющего большинства современных российских телесериалов — задумка хорошая, но сценарий и постановка отвратительные, кастинг актеров на заглавные роли неудачный. Потому итог кропотливой работы, к сожалению, печалит. Красивые костюмы и декорации не спасают, и не могут спасти. Много пошлятины, от которой уже тошнит. Быдло-замашки разбойников очень современны. Речь такая, что сними все эти костюмы и вот вам разборки XXI века. Началом XVIII века «не пахнет».
Сериал «Собор» вышел 4 ноября, в День народного единства, но цели своей не достиг, и положительно объединяющим для зрителя не стал.
Но у зрителя есть выбор — всегда можно посмотреть хороший сериал «Раскол».