Как священник встретил беса, расскажет сериал «Полуночная месса»
Создатель «Призраков дома на холме» снова играет в страшилки, но уже на полном серьезе
Майк Флэнеган — мастер ужасов. Не такой известный, как Стивен Кинг, но уже доказавший миру, что тоже кое-что умеет: хорроры «Отсутствие», «Окулус», «Тишина», «Сомния», «Уиджи. Проклятие доски дьявола» и «Игра Джеральда» — его рук дело. Позже Флэнеган, как и многие, ушел на малые экраны и там впервые выступил сразу режиссером, продюсером и сценаристом сверхъестественного хоррор-сериала от Netflix «Призраки дома на холме», основанного на одноименном романе Ширли Джексон. За ним последовали следующие призраки — сериал «Призраки усадьбы Блай», который основан на мистико-психологической повести Генри Джеймса «Поворот винта».
И вот «Полуночная месса», уже без какой-то книжной основы, полностью самостоятельное творение Флэнегана. В котором он умело сплел жанр хоррора с проблемами не только религии, как может показаться на первый взгляд, но и, например ответил на вопросы об отцах и детях, а также непростой судьбе иммигрантов в США. Сериал стилистически сильно похож на предыдущие проекты Флэнегана для Netflix, но есть и кое-что новое.
О чем сериал? В маленький рыбацкий поселок Крокетт на острове возвращается парень, только что отсидевший за непреднамеренное убийство с отягчающими Райли Флинн. Будучи пьяным, он сел за руль и сбил насмерть молодую девушку. Теперь она постоянно является ему в видениях, из лица торчат осколки, а в них — отблески полицейских сирен. Вслед за ним в Крокетт приезжает новый священник отец Пол, сменивший на этом посту старого отца Прюитта, при странных обстоятельствах пропавшего где-то на большой земле. Священник Пол везет с собой большой сундук, и в это же время в поселке начинают происходить странные и страшные события — от мора кошек до исцеления членов местной католической общины. Набожные католики после явления чудес готовы идти за отцом Полом хоть на край света, но он собирается вести их отнюдь не туда…
Постоянных пугалок в сериале мало, и они достигают своего апогея в шестой из семи серий. В основном новое детище Флэнегана наполнено продолжительными диалогами и монологами главных героев, через которые режиссер говорит со зрителем. Например, шериф-мусульманин Хассан долго рассказывает, почему у него нет и не будет пистолета. Он вспоминает, как застал трагедию 11 сентября, как помогал пострадавшим сбором денег, как долго шел по карьерной лестнице в этой прекрасной стране, где «американская мечта» может исполниться буквально у каждого. И как жестоко обманулся, когда его, мусульманина, окружающие стали отождествлять с безликими террористами с Ближнего Востока. И теперь, даже если он достанет оружие по службе, он уже знает, что однозначно столкнется с общественным осуждением в лучшем случае.
Споры о религии, жизни и смерти, жизни после смерти, любви, жизни в любви и без любви — вот основная составляющая часть «Полуночной мессы». И горящие из темноты глаза неизвестного чудовища, разодранные трупики милых животных и реки крови в конце всей истории — как будто лишь обрамление этого главного высказывания, смысл которого иногда провокационно доводится до абсурда при помощи еще одной главной героини — религиозной активистки Бев Кин.
Она цитирует Библию к месту и без повода, подбирая подходящие цитаты под любую ситуацию, иногда оправдывая ими кошмарные поступки и свое поведение. К концу сериала градус помешательства Бев Кин кратно усиливается. Она убивает соседей и все приговаривает — цитатами, и цитатами, и цитатами…
Сериал «Полуночная месса» нельзя уверенно отнести к жанру фильмов ужасов. Скорее, это психологическая драма с элементами сверхъестественного. Флэнеган заселяет своими героями отделенный, почти забытый всеми остров и там изучает это сообщество как в целом, так и каждого по отдельности. Их взаимоотношения, их связи, их внутренних демонов, которые на деле оказываются намного страшнее загадочного потустороннего крылатого беса.