Империи наносят ответный удар: стартовал сериал «Основание» по романам Айзека Азимова
Амбициозная экранизация одной из самых прославленных НФ-эпопей
Далёкое будущее. Потомки человечества создали огромную Галактическую Империю, включающую бесчисленное множество миров. Девушка-вундеркинд Гааль (дебютантка Лу Ллобель) прибывает с отдалённой планеты в столицу, чтобы постигать математику под началом гениального доктора Гэри Сэлдона (Джаред Харрис из «Чернобыля») — светила науки и создателя новой дисциплины «психоистории». Впрочем, по прибытии Гааль обнаруживает, что мечту о беззаботном погружении в научную среду можно забыть: согласно расчетам Селдона, Империю в перспективе ждут крах цивилизации, междоусобные войны и погружение в период варварства. Не предотвратить, но сократить «Тёмный век» можно, если озаботиться созданием сообщества, которое сохранит все необходимые знания. В благодарность за столь оптимистичный прогноз власти приговаривают Селдона — а с ним заодно и Гааль — к смерти, но затем сменяют гнев на «милость» в виде высылки на окраины Империи, где учёным предлагается проверить свою теорию на практике.
Похоже, что сентябрь 2021 года любители научной фантастики могут заносить в календари как весьма примечательный месяц. На больших экранах царствует экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта, а на экраны малые Apple TV+ выпускает сделанный с завидным размахом сериал по ещё одному классическому представителю жанра. Цикл «Основание» (в ином переводе — «Академия»), в 1996 году отмеченный профильной премией «Хьюго» как «лучшая фантастическая серия всех времён», в богатом творческом наследии Айзека Азимова занимает особое место. Вдохновляясь научным трудом Эдварда Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи», фантаст и активный популяризатор наук подступился к построению своей вселенной ещё в начале 1940-х годов. И создал в итоге космическую сагу на несколько десятков романов и рассказов — позже активно дополняемую другими писателями, — охватывающую сотни лет существования могущественного государства и не одно поколение героев.
Адаптировать всё это великолепие для зрителей пытались довольно долго: в конце 1990-х студия New Line Cinema подумывала о разработке киноверсии, в итоге отказавшись в пользу «Властелина колец», а в середине 2010-х за проект чуть было не взялся канал HBO. В итоге дело перешло в руки компании Apple, не ограничивающей себя в расходах, и способного на разные сюрпризы шоураннера и сценариста Дэвида Гойера, в послужном списке которого фильмы о Бэтмене от Нолана и Снайдера соседствуют с сериалом «Криптон». Стоит сразу оговориться, что Гойер не столько пытается воссоздать на экране чуть суховатую, практически документальную летопись Азимова, сколько адаптирует его идеи и героев, чтобы найти свой подход к современной аудитории, которая сможет без особых проблем углядеть перекликающиеся с ней мотивы. В то время, как могущественный император одним движением пальца решает судьбы целых народов, даже в самой столице большая часть жителей обитает на подземных уровнях, куда никогда не доходит свет солнца, а иллюзия звёздного неба над головой создается техническими способами. При этом, как быстро понимает Гааль, стабильность такой системы является лишь иллюзией: волнения в провинциях оборачиваются прибывающими гробами, а мирное течение жизни в один момент нарушают террористы-смертники.
А ещё неподготовленному зрителю — поклонники исходных текстов и так найдут поводы для возмущения — следует быть готовым к множеству сюжетных линий, развивающихся в разных временных промежутках, и знакомству с не одним десятком персонажей, между историями которых то и дело «переключается» сериал. И всё это обрамлено впечатляющими спецэффектами, образующими визуальный ряд, которого не постыдились бы полнометражные блокбастеры. Создатели сериала в перспективе надеются на восемь сезонов и размах, сопоставимый всё с той же «Игрой престолов», и только время покажет, найдется ли основание у столь амбициозных планов. Но, по крайней мере, в первых эпизодах сериалу уже удаётся выполнить одну из основных задач, ставящихся в лучших из фантастических произведений — а именно подарить зрителю ощущение знакомства с новой вселенной, которую ещё только предстоит открыть.