Горький терпел и нам велел: обитатели нижегородской коммуналки в комедии «На дне»
Социальные низы отстаивают свое право на счастье в борьбе с миром чистогана — на Premier
Нижегородский пацанчик Степа (Данил Тябин) вырос в коммуналке, воспитывался бабушкой, хулиганил будь здоров и загремел в колонию. Но вышел рано по УДО — с твердым намерением начать новую жизнь. Поехать в Москву, устроиться по специальности — сантехником… Но бабушка (Татьяна Орлова) к тому моменту померла — сосулькой пришибло, и остался Степа один.
Но это еще не все проблемы. На месте дома-развалюхи, в котором у Степы комната, хотят построить торговый центр. Застройщик пытается скупить комнаты за бесценок. А тут еще приходит участковый и говорит: гони 2,5 ляма, а то опять сядешь! Мол, бабка твоя задолжала — закладчицей у меня работала, помогала наркотой барыжить.
Степа в шоке, но не сдается — мутит, как выбраться из-за этого всего. Пытается втянуть в свои мутки соседей, которые тоже живут не то что бы богато и счастливо. Прямо паноптикум отверженных — почти как в пьесе Максима Горького «На дне». Ведь неспроста снятый нижегородской командой их дебютный сериал так же называется (см. на Premier c 27 апреля).
Это не первая попытка надеть классику на локальную современность — в 2016 году Жанна Кадникова сняла выдающийся сериал «Бедные люди» (в честь первого романа Федора Достоевского) — и тоже про обитателей коммуналки, только питерской.
«На дне», пожалуй, не такой тонкий, но тоже очень симпатичный. Данил Тябин, много мелькавший в ролях в основном второго плана («Сеструха»), в роли Степы выглядит очень достоверным и ненарочитым — возможно, еще и потому, что на съемках дышал родным нижегородским воздухом.
В сериале много мягкого, к месту встроенного юмора — чувствуется, что сценарий был написан людьми с хорошим вкусом и чутьем языка, воспитанных на хорошем кино (в списке сценаристов семь фамилий). Иногда «На дне» заставляет вспомнить «Покровские ворота»: не то что сериал и фильм похожи — совсем нет, но тень обаяния советской классики иногда мелькает где-то рядом. В сериале много свежих лиц и при этом целый Тимофей Трибунцев играет роль второго плана — и это складывается в очень классный актерский ансамбль.
При всех жанровых особенностях и хрестоматийном наборе характеров герои «На дне» кажутся очень живыми, реалистичными. Так было, например, с «Домашним арестом», с «Годом культуры». Причем в данном случае природа этого, скорее всего, не в матером профессионализме, а в энтузиазме молодой и амбициозной команды из провинции. Энергия искренности чувствуется и подкупает.
Сильно портит «На дне» досадный элемент сюжетной завязки. Бабка Степы распространяла наркоту, чтобы скопить денег на жизнь внуку — она рассказывает об этом, являясь ему как бы наяву. Женщина навещала могилы подруг — и делала закладки там, не менее элегантно кладменила и в других местах. И выглядит это действительно весело.
В реальности наркошопы — страшная беда нашей страны, реклама наркодилеров средь бела дня красуется чуть ли не каждом втором столбе (ночами ее наносят краской из баллончика через трафарет). От мефедрона — популярного синтетического наркотика, молодежь умирает штабелями. Обшучиванье этой проблемы обесценивает ее, превращает в анекдот; торговец смертью — просто любящая бабушка, озорная старушка.
К авторам никаких претензий — творцы пишут себе и пишут вне всяких ограничений. Но куда продюсеры смотрели (должны же у них быть базовые представления о гражданской ответственности), загадка.
«На дне». Комедия, 10 серий по 23 минуты.
Режиссер: Борис Казанцев.
Сценарий: Борис Казанцев, Сергей Пелипас, Дмитрий Сергеев, Иван Ястребов, Антон Воронин, Яна Вятина, Алексей Сашин .
В ролях: Данил Тябин, Татьяна Орлова, Тимофей Трибунцев, Мария Елсукова, Ирина Носова, Александра Милешина, Василий Бабаев .
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Premier c 27 апреля.
Главное фото: постер сериала