Попал как-то чиновник из заснеженной Сибири в мир высоких технологий и бесчеловечных отношений…
Виктор Петрович — добрый чиновник предпенсионного возраста в сибирском городке Зауральске (Федор Добронравов). Он одинок — жену похоронил, детей не нажил. Каждое утро Виктор бреется, завтракает и идет на работу. Прохожие в голос благодарят его за добрые дела.
Однажды губернатор привозит в город потенциального инвестора Тамару Николаевну (Елена Яковлева). Виктор Петрович узнает ва ней свою первую любовь: много лет назад они встретились с Тамарой в Москве, большое чувство накрыло их с головой. Но потом Виктор ушел в армию, а листочек с адресом любимой потерял.
Тамара Николаевна, с трудом скрывая старую обиду, предлагает не ворошить прошлое, но чиновник случайно узнает, что дочь ее бывшей возлюбленной зовут Екатерина Викторовна (Ольга Медынич), и подозревает, что он ее отец (хотя Тамара Николаевна утверждает обратное). Чтобы найти общий язык с Катей, мужчина решает устроиться к ней на работу — она руководит департаментом в Министерстве цифрового и перспективного развития. При протекции старинного друга Николая (Дмитрий Харатьян) Виктор Петрович реализует свой план. Так немолодой провинциал, «крепкий хозяйственник», сталкивается с миром высоких технологий, где царствует пафосная московская молодежь.
Пока на трех платформах сразу (Wink, Premier, Иви) идет «Мастодонт», снимается еще один сериал с похожими названием и сеттингом — «Мамонт». Там уже Юрий Стоянов играет старика, который едет в Москву к дочке, становится жертвой кибермошенников и с помощью продвинутой в технологиях внучки пытается вернуть украденные деньги. И вряд ли это просто совпадение. Скорее, социальный заказ: по-крайней мере, «Мастодонта» сняли на деньги Института развития интернета (ИРИ) — это афиллированная с государством структура, которая занимается «продвижением социально-значимого интернет-контента». И, стало быть, один из векторов такого продвижения — освещение цифрового развития российского общества.
Почему бы и нет, дело хорошее. Но, похоже, легкие деньги туманят разум продюсеров. Не то что бы они совсем не старались, но то, что не старались сделать нечто уникальное — совершенно точно. «Мастодонт» максимально и, видимо, сознательно клиширован; собран из самых очевидных элементов. Петрович ахает при виде небоскребов Москва-Сити; с дочкой поначалу максимально не ладится, но постепенно их отношения теплеют; он пасует перед цифровыми премудростями, но зато его выручает жизненный опыт и русская смекалка; ему помогает его возможный внук — светлый мальчик; ухажер Екатерины Викторовны — скользкий тип (Марк Богатырев). Подчиненные героя — типовые представители молодежи с отлитыми в граните амплуа: цифровой гик-очкарик, толстый обжора с бутербродом, тупой нарцисс, красивая вертихвостка, просто милая девушка.
А фоном периодически звучит, представьте себе, музыка композитора Андрея Петрова из «Служебного романа».
Посмотрев первые две серии, не обязательно досматривать остальные. И так понятно, куда это благолепие поедет: неприятие к герою со стороны молодежи плавно перерастет в уважение — два поколения взаимно обогатят друг друга; дочка все узнает раньше, чем Виктору Петровичу хотелось бы; скрывать свой план от Тамары Николаевны вечно не получится; сначала все будет плохо, а потом наладится и т. п. Такая вот производственная драма в пакете с мелодрамой; кино про отцов и детей на фоне нашего светлого, чрезвычайно цифровизированного настоящего. Есть и юмор — комедия все-таки: Виктор Федорович садится за ноутбук, с трудом вбивает по бумажке пароль 123456789 и говорит в сердцах: «как это вообще запомнить можно!» (повеяло квадратными шутками из шоу «6 кадров»).
С другой стороны, спрос на непритязательные сериалы с условным сюжетом немаленький — многим людям нравится смотреть что-то ну очень понятное и предсказуемое (телевизор научил). «Мастодонт» — сказка, которую они заранее знают, но посмотрят ради ощущения стабильности — хоть в чем-то все будет так, как кажется. Опять же Федор Добронравов: люди «Сваты» с ним обожали, а на его фоне «Мастодонт» — шедевра чистый образец.
«Мастодонт»
Режиссеры: Станислав Довжик, Марат Ким.
Сценарий: Александр Балдин, Василий Поланский, Дмитрий Кондратьев, Вадим Свешников.
В ролях: Федор Добронравов, Ольга Медынич, Елена Яковлева, Марк Богатырев, Дмитрий Харатьян, Владимир Стержаков,Владимир Сарапульцев, Марк Вдовин и др.
Где смотреть: Wink, Premier, Иви.
Главное фото: кадр из сериала «Мастодонт»