Жесть в Тольятти, смотреть до конца: восставшие 90-е в кровавом драмеди «Лада Голд»
Тарантино и Гай Ричи по-русски: внуки мента и мафиози едут к мечте со сворой убийц на хвосте
Тольятти, наши дни. Паша (Эльдар Калимулин) — молодой неудачник, воспитанный дедом — легендарным опером Огурцовым (Иван Фоминов), который громил в 90-е заполонивших город бандосов. Паша близок к отчаянию: в кармане ни рубля, и даже нечем заплатить священнику за отпевание умершего деда. Артур (Роман Евдокимов), напротив, жил в благополучном Амстердаме, даром что его дед — главарь ОПГ Мидас (Павел Прилучный), который тоже только что умер.
Случай сводит Пашу и Артура, чьи деды были кровными врагами, вместе: они удирают в Казахстан на видавшей виды «Ладе»-четверке, сделанной из чистого золота и покрашенной для маскировки. Давным-давно таким оригинальным способом Мидас спрятал воровской общак. На хвосте у парней сразу несколько банд, готовых на все, чтобы заполучить золотую тачку.
Название «Лада Голд» обманчиво: кажется, что это проплаченная и уж наверняка паршиво сделанная агитка в пользу изделий Тольяттинского автомобильного завода — по типу сериала «Мастер», который рекламировал «КамАЗ». Совсем дурные предчувствия охватывают, когда выясняется, что там фигурируют бандиты из 90-х — видать, совсем уж нишевая дрянь на любителя.
Но «Лада Голд» — ни то ни другое. Уже сейчас, в сентябре, понятно, что сериал войдет в десятку лучших отечественных проектов 2023 года и явно займет строчку ближе к началу списка. У молодого режиссера Никиты Власова 1992 года рождения (он еще и соавтор сценария, вместе с Егором Чичкановым) получилось блистательное гангстерское драмеди, где он нарочито цитирует кровавый пафос фильмов Гая Ричи и Тарантино, но придает ему метамодернистское, «постпостироническое» звучание.
Криминальное роуд-муви наших дней сочетается в «Ладе Голд» флешбеками о смутном времени 30-летней давности. Его тут превратили в залихватский фольклор, когда второстепенные персонажи рассказывают собеседникам о бандитских 90-х, добавляя детали от себя, прикручивая факты и домыслы на канонические сюжетные арки — от сказок до Шекспира, а для зрителя это выглядит как старое VHS-видео о противостоянии Огурцова и Мидаса. События прошлого раскрывают настоящее, и наоборот.
Сериал пронизывает тема брошенности, оставленности, что сближает отдельные сюжетные повороты «Лады Голд» с ветхозаветными притчами. И каждый раз оказывается, что герою необходимо побороть гордыню и боязнь предательства, сделать шаг навстречу другому. Иногда приходится ползти, истекая кровью. Персонажи, включая отпетых уголовников, переживают личностную трансформацию, преодолевая шкурный эгоизм и обиды и с удивлением открывая в себе и в других любовь и человечность.
За кровавой баней, эффектными жанровыми вистами и бойким юмором, напичканным культурологическими аллюзиями, прячется нехитрое откровение: золотой автомобиль — это воплощение пустых мечт, от которых рано или поздно избавляется каждый. Горечь в том, что часто это случается слишком поздно: «Смотрю я в зеркало и понимаю: не нравлюсь я себе».
Все 8 эпизодов «Лада Голд» без труда выдерживает заданный темп, развиваясь по восходящей. Многим актерским работам хочется аплодировать — великолепный дуэт у Эльдара Калимулина (наконец-то он играет не аутиста) и Романа Евдокимова, отличный Кирилл Полухин. Но особенно прекрасен Даниил Воробьев, ювелирно сыгравший отмороженного убийцу Шамрая — с раненым ребенком внутри, сохранившего в себе микроскопическое зернышко добра, которое сумело-таки прорасти сквозь его нелюбовь к себе.
Сериал эстетически безупречен: это касается и картинки (как хороши, оказывается, пески и степи Казахстана), и мастерски подобранного саундтрека — от специальных рэпачков до татарской народной «Туган як», и символики. В сериале меняются не только люди, но и проклятая «Лада» — теряя то капот, то дверь, она становится все более призрачной.
Зато герои, много раз вроде бы железно умирая, встают как новенькие — несмотря на отрезанный палец, пулевое в грудь (прижечь рану расплавленным кроссовком — и готово) и литры потерянной крови. В финале так вообще все слишком хорошо.
Добро часто побеждает вопреки обстоятельствам, настаивает режиссер. После плоского ситкома «Ле. Ген. Да» и вульгарного «Мажора в Сочи» вдруг снявший без пяти минут шедевр.
P.S. Отдельное спасибо за все серии в один день.
«Лада Голд», 18+
Гангстерское драмеди, 8 серий.
Режиссер: Никита Власов.
Сценарий: Никита Власов, Егор Чичканов.
В ролях: Эльдар Калимулин, Роман Евдокимов, Стася Милославская, Павел Прилучный, Анна Богомолова, Марина Зудина, Линда Лапиньш, Полина Гухман, Аскар Ильясов, Кирилл Полухин, Игорь Черневич, Даниил Воробьёв, Иван Фоминов, Ольга Тумайкина, Евгений Сангаджиев и др.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Иви.
Главное фото: кадр из сериала «Лада Голд»