За Чацкого ответишь: Никита Ефремов в сериале «Крутая перемена»
Потерпев фиаско в Москве, герой возвращается на малую родину — преподавать литературу детям в школе и зекам в колонии. И вспомнилось всё
Сын школьного педагога от бога (Евгения Дмитриева) Андрей тоже мечтал стать учителем (Никита Ефремов), но столичная жизнь закрутила-завертела, хотелось свой бизнес … Прогорев несколько раз подряд, он вынужден вернуться в родной Арзамас. Там могила матери, на похороны которой он не приезжал, отец в тюрьме (Игорь Черневич) — темная история, сиделец сильно зол на сына за такой финт судьбы; старый дом, полный воспоминаний. Теперь Андрей преподает литературу в школе, где директорствует его первая любовь (Ольга Медынич) и одновременно в колонии, и до поры мечтает об одном: продать дом и скорей уехать обратно в Москву. Но прежние мечты и чувства просыпаются в нем одно за другим, что-то меняется в нем самом.
С одной стороны, режиссер Карен Оганесян снял два сезона «Игры на выживание» (и сейчас работает над третьим), а это жанровый и к тому же чудовищно плохой сериал — с чего бы ему уметь снимать тонкие лирико-драматические истории?
Но не зря же у Карена Левоновича глаза доброго и чувствующего жизнь человека. В титрах «Крутой перемены» подчеркивается, что он не только режиссер, а еще и шоураннер — это такой главный человек в команде, снимающей сериал, он задает самые тонкие настройки всей истории. Профессия для нашей индустрии новая — пока не у каждого сериала есть шоураннер. Но если он есть, значит, это не просто сериал, а сериал, который очень старались сделать хорошим — а в России так делают несколько реже, чем могли бы.
«Крутая перемена» бьет прямо в сердце всякого взрослого человека уже вступительными титрами, где звучит «Учат в школе» (музыка Владимира Шаинского, стихи Михаила Пляцковского) — пока в кадре мелькают герои сериала за школьными партами, в душах зрителей открываются потайные сундучки с самой прозрачной грустью. Название, разумеется, заставляет вспомнить другую перемену — «Большую…» («Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…»). В общем, к моменту начала действия зритель уже тепленький — бери его голыми руками.
Возвращение неудачника на малую родину, чувство вины перед матерью, встреча с первой любовью, несбывшиеся мечты — все эти стандартные драматургические ходы режиссер подает без надрыва и в мягком градиенте. Актеры не утрируют своих персонажей, играют почти без гротеска, жанрово обязательного — отчего драмеди, где так-то и поржать можно, приобретает реалистические черты.
Да, фамилия самого толстого и смешного мальчика в классе Бибиков (конечно, Григорий Дудник), и зеки тоже очень комичные, и любовный треугольник строго по ГОСТу (он — ныне замужняя первая любовь — готовая на многое перезрелка) и есть шутки за триста (секс на директорском столе под укоряющие взоры Пушкина и Гоголя), но все это отдохновение не мешает разглядеть кризис среднего возраста в герое Ефремова, его позднее раскаяние, мучительное принятие своей обычности.
Основное действие перманентно бьется с флешбеками — те же герои, но еще юны и не наделали ошибок (играют очень похожие на основных исполнителей молодые актеры). И ведь исправить ничего нельзя. Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но какие-то важные уроки непременно от нас ускользнули. В школе жизни не бывает отличников. Тут надо бы отпустить прошлое и жить в настоящем, но как же сложно, как же это сложно.
«Крутая перемена». Драмеди, 8 серий по 25 минут.
Режиссер: Карен Оганесян.
Сценарий: Сергей Востриков, Павел Косов.
В ролях: Никита Ефремов, Ольга Медынич, Анастасия Тодореску, Игорь Черневич, Сергей Степин, Евгения Дмитриева, Александр Голубков, Иван Ивашов, Софья Серебрянская, Беник Аракелян, Татьяна Меженцева, Гриша Дудник, Денис Моисеев, Аскар Нигамедзянов и др.
Где смотреть: Start, с 1 сентября.