Между прошлым и будущим: сериал «Жизни матрёшки» вернулся со вторым сезоном
Новые временные парадоксы в популярном сериале Netflix
На пороге 40-летия обладательница роскошной рыжей шевелюры Надя Вулвоков, разработчица игр из Нью-Йорка, вновь вовлечена в сложносочинённую игру со временем. Сев не на тот поезд метро, Надя переносится в 1982-й год, аккурат за несколько дней до своего рождения, и оказывается в теле собственной матери — непутевой хиппи Леноры. Предоставленную возможность Вулвоков решает использовать, чтобы немного подправить семейную летопись. В первую очередь, вернуть набор крюгеррандов — золотых монет на общую стоимость в несколько сотен тысяч долларов, — которые Ленора выкрала у своей матери (соответственно бабушки Нади), и заодно попытаться разрешить конфликт нескольких поколений.
Вышедший в теперь уже кажущемся таким невообразимо далёким 2019 году первый сезон «Жизней матрёшки» разворачивался вокруг популярного в научно-фантастических произведениях приёма с временной петлёй. Наташа Лионн («Оранжевый — хит сезона»), взявшая на себя обязанности продюсера, шоураннера и исполнительницы главной роли, играла жительницу Нью-Йорка с русско-венгерскими корнями, обнаруживающую, что она никак не может пережить очередной день рождения. Каждая попытка уйти с праздничной вечеринки в поисках сбежавшего кота заканчивалась смертью Нади, после чего та вновь оказывалась в исходной точке, сохраняя память о всех случившихся событиях.
Как заведено, эта концепция использовалась в первую очередь для того, чтобы главная героиня смогла постепенно пересмотреть взгляды на жизнь и, как это полагается разработчикам игр, обнаружить тот самый «баг», который не даёт ей продвинуться дальше. Раз за разом Надя и оказавшийся в той же временной петле Алан (Чарли Барнетт из «Пожарных Чикаго») методом проб и ошибок старались нащупать правильный путь и выход из тупика, в который зашли их жизни. История этих поисков представлялась законченным повествованием, не требующим продолжения, но высокие оценки критиков и похвалы аудитории не оставили руководству Netflix иной альтернативы, кроме как продлить сериал на второй сезон и поставить Надю с Аланом перед чередой новых выборов.
Новые эпизоды подходят к временному конфликту с подправленными правилами игры, а повествование набирает масштабы как географически, так и хронологически — в какой-то момент главную героиню забросит даже в Будапешт 1944-го года, за несколько месяцев до прихода туда советских войск. При этом сама Надя за минувшие годы изменилась мало: всё так же выкуривает одну сигарету за другой, относится к происходящему с изрядной долей здорового цинизма и не страшится образования возможных временных парадоксов (которые в полной мере проявят себя ближе к концу сезона).
И постепенно станет ясно, что несмотря на изменившуюся структуру повествования речь идёт всё о том же, а главной целью окажутся не крюгерранды, золотым фантомом то исчезающие из истории, то вновь появляющиеся в ней. Более значимым сокровищем станет возможность оглянуться назад и понять, каким образом прошлое закладывает фундамент для будущих свершений и определяет нас самих в настоящем. И пусть даже дела минувших дней изменить вряд ли получится, возможность сделать верные выводы из сложившегося положения вещей недооценивать не стоит.