«Екатерина, вперёд!»: вышел второй сезон сериала «Великая»
Возвращение исторической сатиры, вольно переосмысливающей биографию российской императрицы
Юная российская императрица Екатерина (Эль Фаннинг), которая вот-вот обзаведётся приставкой «Великая» к имени, решает взять власть в свои руки и отстранить от правления придурковатого мужа, императора Петра III (Николас Холт). Заручившись поддержкой графа Орло и вояки Велементова, она организует мятеж, не подозревая, что сам захват престола будет на её дальнейшем пути меньшей из проблем.
Вышедший в мае 2020 года первый сезон сатирического сериала от сценариста и драматурга Тони МакНамары («оскаровского» номинанта за «Фаворитку»), взявшего за основу для сюжета собственную пьесу, вызвал тёплый приём у критиков — и полярные реакции у зрителей. Одна часть была пленена яркими красками и общей атмосферой безумия, царящей в кадре, другая — в первую очередь в России, понятное дело, — оказалась возмущена весьма вольным обращением автора с фактами.
Тех, кто пропустил всю эту бурю эмоций и впервые подумывает свести знакомство, стоит сразу предупредить, что МакНамара даже не пытается делать вид, что зовёт зрителей на урок о реалиях середины XVIII века, о чём недвусмысленно предупреждает уже открывающий титр «эпизодически правдивая история». Второй сезон подхватывает сюжет ровно с того момента, на котором завершился первый — и за несколько минут доводит картину дворцового переворота до полного абсурда. Дети беззаботно играют с отрубленными головами, солдаты противоборствующих сторон прячутся за возведёнными прямо в дворцовых коридорах баррикадами, многочисленные придворные больше озабочены вопросом, кто с кем переспит, чем наметившейся сменой власти. А сумасбродный Пётр упорно не желает воспринимать всерьёз намерение Екатерины захватить лидерство и больше озабочен её нежеланием им всячески восхищаться.
В новых сериях сценарий уделяет внимание уже не столько политическим интригам, сколько развитию знакомых персонажей — в первую очередь самой Екатерины, характер которой активно выковывается под напором внешних обстоятельств. Попытки девушки-идеалистки использовать обретённую власть на благо народу и наставить страну на путь истинный будут постоянно натыкаться на стену из непонимания, опасений прогресса и приверженности традициям. А каждый её шаг (начиная с решения оставить Петра в живых) грозит впоследствии обернуться против неё самой. Даже беременность императрицы — словно бомба со взведённым механизмом, одновременно и влияющая на её решения, и служащая некоей гарантией безопасности с учётом числа желающих её смерти.
Притом всё это по-прежнему отнюдь не серьёзная историческая драма, а скорее скабрезный анекдот, рифмующий насилие и секс — не всегда удачно, но неизменно с большим задором, — развивающийся в роскошных интерьерах и с участием звёздных актёров: скажем, во втором сезоне ненадолго появится Джиллиан Андерсон («Секретные материалы») в роли матери Екатерины. Но даже на всём этом насквозь несерьёзном фоне нет-нет, но промелькнут реплики, которые скорее подошли бы какой-нибудь политической дискуссии. Взять, например, диалог, в котором лучшая подруга главной героини говорит: «Я боюсь, что ты заставишь страдать себя, окружающих и, возможно, всю страну», а та замечает в ответ: «Стране нужны перемены, и если они требуют страданий — пусть будет так. Это ведь Россия, не так ли?».
Новый сезон уже можно посмотреть в онлайн-кинотеатре more.tv.