В прошлый раз почти все умерли, но смертельное реалити не остановить. Линда Лапиньш, другой Чадов и все тот же Верник в сериале на Premier
Единственный выживший из участников зловещей игры Николай Суббота (Владимир Веревочкин) не понимает, зачем ему теперь жить, но преисполнен гнева и хочет раскрыть личности таинственных организаторов. С этой целью он соглашается принять участие во втором уровне экстремального реалити-шоу. Для всей страны участники прошлой игры погибли при крушении вертолета. Никто не верит Субботе, кроме ставропольского прокурора (Левон Багрикян) — отца Сурена, который соглашается пойти в игру вместе с Николаем. Также в ней участвуют родные некоторых других погибших, а также новички. Среди них Ольга Кемпиннен (Линда Лапиньш) — та самая сестра-потеряшка погибшей в предыдущей игре Виктории, Андрей Чадов (камео) взамен как бы умершего брата и др. Ведет шоу все тот же Игорь Верник (камео), который тоже выжил, как мы знаем из финальной серии первого сезона. Он говорит, что игра посвящена памяти погибших.
В первый же день игры прокурор силами опергруппы арестовывает участников, ведущего и членов съемочной группы. Они летят в Москву, где должно свершиться возмездие — следствие и суд. Но в пути у самолета с участниками отказывает двигатель. Пилоты экстренно сажают борт в ближайшем аэропорту — это Ташкент. Вскоре выясняется, что все неслучайно — они по-прежнему в проклятой игре. Участники оказываются в заложниках в здании знаменитого Института Солнца в окрестностях Ташкента. Они сбегают и прячутся в заброшенном недостроенном дворце в безлюдном месте. Страшная игра продолжается…
С момента выхода первого сезона прошло два года. За это время успел выйти южнокорейский сериал «Игра в кальмара», и теперь «Игру на выживание» сравнивают именно с ним. На мой взгляд, это сравнение не в нашу пользу, хотя у этих проектов одинаковая сюжетная завязка.
«Игра в кальмара» при всей простоте и даже наивности драматургии имеет многослойную смысловую структуру. С одной стороны, это памфлет, обличающий безнравственный мир капитала. С другой, демонстрация разнообразия человеческих пороков с апелляцией к зрителю: а как бы поступил ты? С третьей, это христианская проповедь о гуманизме, который, хоть и кажется иногда бесполезным и глупым, на деле — единственно возможный путь для человека, если он человек. В «Игре в кальмара» есть свет и надежда.
«Игра на выживание», несмотря на покоривший многих сюжет, остается аттракционом, монотонной цепочкой отдельных, пусть и захватывающих сцен. Герои попадают то в одну, то в другую переделку, испытывают шок и ужас — наконец, гибнут, но сквозной сюжет практически не развивается, оставаясь схематичным. «Так кто же это все организовал?» — по-прежнему единственный сюжетный манок. Герои остаются статичными, как неигровые персонажи в компьютерной бродилке. Это распространенная болезнь российских сериалов — «Игра на выживание» стоит в том же ряду, что и «Колл-центр» с «Эпидемией». Все это более-менее нашумевшие проекты, но успех у тех, кто любит сериалы-аттракционы, еще не делает их художественную ценность отличной от нуля.
Но есть и у «Игры на выживание» и фирменная черта: сюжетная небрежность, уже второй сезон кряду конфликтующая с элементарной бытовой логикой. На протяжении двух новых серий персонажи делают что угодно — идут, бегут, сидят, с тревогой смотрят друг на друга. Но никогда не едят. При всем понимании условностей языка кино (и развлекательного жанра в частности) иногда это сильно бросается в глаза: рано утром они выехали из гостиницы, попали в передрягу, нашли убежище уже ночью, но никто так и не заикнулся о еде. И, конечно, они упорно не едут в полицию, причем мотивация такого упорства не слишком убедительна. А в первом сезоне им помешало то, что им не удалось предать огласке произошедшее — хотели устроить пресс-конференцию, но не вышло. Зачем им пресс-конференция в эпоху соцсетей вообще и телеграма в частности?
Вселенная «Игры на выживание» выпукло неубедительна. Похоже, авторы это и сами чувствуют и пришивают все новые сюжетные заплатки: теперь выясняется, что организаторам в режиме онлайн доступна информация о физиологических параметрах участников: уровень гормонов, пульс и т. п. Отсюда легко выйти к чему угодно: к антиутопии, научной фантастике. Да и ладно, только все-таки второй сезон уже, хорошо бы определиться с идейно-эстетическим наполнением.
Все в это в совокупности не позволяет проецировать обстоятельства, в которых оказались герои, на себя, воспринимать их метафорически. Это мешает сопереживать и сочувствовать — несмотря на всю красоту картинки. Наоборот, вынуждает испытывать безразличие к персонажам: ну, допустим, все опять передохнут по очереди — ну и что? И все меньше веры в более-менее интригующую и, главное, осмысленную развязку — не удивлюсь, если сценарист вообще над ней еще не думал. Цель-то одна: катать зрителя на этих американских горках как можно дольше, чтобы был и третий сезон.
«Игра на выживание-2»
Триллер, 8 серий.
Сценарий: Сергей Калужанов.
Режиссер: Карен Оганесян.
Оператор: Юрий Коробейников.
В ролях: Игорь Верник, Владимир Веревочкин, Линда Лапиньш, Елена Андреева, Денис Котов, Андрей Чадов, Кристина Ра, Анна Зайкова, Никита Плащевский, Валерия Репина, Анастасия Сапожникова и др.
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Premier с 6 октября.